Ви є тут

Музыкальный театр Франца Легара

Автор: 
Гариб Всеволод Станиславович
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2003
Артикул:
172938
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................'............................3
Глава I. Музыкальный театр Легара как социокультурное явление.......13
Глава II. Франц Легар: на пути к романтической оперетте.............35
Глава III. Драматургия оперетт Легара...............................59
§1. Драматургические особенности австрийской оперетты XIX века.....59
§2. Литературно-сюжетная основа и композиция легаровских оперетт... 63
§3. Выразительные средства и проблемы целостности..................83
Заключение.........................................................137
Библиографический список...........................................144
Потные примеры.....................................................153
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы.
Сложившаяся вокруг жанра оперетты парадоксальная ситуация охарактеризована противоречием между его сценическим освоением и музыковедческим осмыслением. Будучи одной из исторически-состоявшихся жанровых разновидностей музыкального театра, обладающей самостоятельным образносодержательным строем, характеризуясь, с точки зрения сценических реалий, значительной востребованностью, оперетта предстает явлением относительно малоизученным. В отечественном музыкознании она довольствуется прочно закрепившейся оценкой второстепенного жанра и, в этой связи, не получила серьезного и полного освещения. До сих пор бытует точка зрения об ущербности, поверхностности опереточных концепций. Данная заниженная оценка обусловлена, с одной стороны, идеологическим воздействием установки на реализм. Другой причиной становится судьба жанра в нашей стране. Постановки отечественных театров, в том числе, и столичных, отличающиеся, как правило, невысокой исполнительской культурой, деформируя авторский текст, способны, скорее, оттолкнуть от оперетты, чем привлечь к ней внимание. Об этом свидетельствует выдаваемый за подлинник, но далекий от оригинала литературный и музыкальный текст, вставные номера, нарушающие драматургическую логику и, нередко, противоречащие стилю. Требование «относиться к классическим произведениям оперетты так же, как к классике других жанров» [42, 15], хотя и декларировалось, но, за, редким исключением, не реализовывалось. Вполне естественно, что в данных условиях, зачастую, не могла идти речь о том, чтобы увидеть в оперетте полноценное произведение, обладающее собственным музыкально-драматургическом замыслом.
Литература по оперетте весьма обширна, однако, в большинстве своем, она не носит научного характера. Изучение оперетты, ее закономерностей и исторического развития, функций в системе музыкальных жанров редко находилось в центре внимания серьезных исследователей. До сих пор не существует
- 15-
Вместе с тем, уже на раннем этапе своей истории оперетта вырабатывает собственный круг сюжетов, определенные типы персонажей, характерный музыкальный язык, обладающий жанровой и интонационной общностью. Будучи преемницей оперы, оперетта в конструктивно-драматургическом отношении олицетворяет собой ее прошлое. Подобная разноуровневость обоих явлений музыкального театра во временной проекции ограничивает их контакты, способствуя самоизоляции легкого жанра. Таким образом, хотя оба жанра и связывает единство имманентных связей, жизнь оперетты по законам массового искусства обусловливает деформацию исконно-оперной модели. Основными моментами, формирующими предпосылки для устойчивого размежевания комической оперы и оперетты уже в XIX веке становятся как их разновременность в качестве демократических театральных форм, так и различные условия функционирования.
С другой стороны, в оперетте изначально присутствует иная сфера, - мир театральной драмы. Действие оперетты развивается по законам драматического театра. Пьеса, лежащая в ее основе, приобретает в оперетте, в отличие от оперы, самостоятельное значение. В данной связи, несоизмеримо возрастает концептуальность и событийная насыщенность литературной первоосновы. Музыкальные номера в оперетте, зачастую, возникают в узловые, кульминационные моменты разговорной драмы как своего рода итог, результат осмысления предшествующего конфликтного действия в качестве усиления эмоционального ряда.
Ведущими факторами, определяющими содержание, структуру и стилистику оперетты представляются неразрывно связанные между собой ее театральная специфика и новое социальное значение.
Прежде всего, необходимо обратиться к области сценического воплощения. В отличие от оперы, оперетта, в которой сценическое действие выполняет несоизмеримо более важную функцию, не существует в отрыве от театральнопостановочной стороны, ее музыкальные номера и разговорные диалоги не дают о ней всеобъемлющего представления, будучи полноценными только в ком-
-16-
плексе с остальными средствами и воспринимаясь с «поправкой» на визуальный ряд. Таким образом, по сравнению с оперой, в оперетте значительно возрастает роль режиссерской и исполнительской интерпретации. Как уже отмечалось, переосмысливается в ней и функция литературной первоосновы, в частности, разговорных сцен - носителей собственно действия.
Из проблемы самодовлеющей театральности оперетты вытекает ряд следствий. Важнейшее из них - условность закрепленности ее музыкального и литературного текста, нарастающая к рубежу XIX-XX веков пропорционально ослаблению музыкально-драматургических законов. Возможность вторжения в авторский текст заложена и в самой природе оперетты как массового жанра. Тяготея к диалогу с аудиторией, она воспроизводит конкретные, общеизвестные приметы своей эпохи, смысл которых со временем утрачивается. Смена поколений, значительные изменения в образе мышления и восприятии не позволяют возобновлять оперетты в аутентичном варианте. Архаичность текстов и сюжетов побуждает постановщиков к пересочинению пьес, перекомпоновкам музыкальных номеров, введению купюр и вставок.
Решающее значение в исторической эволюции оперетты имеет тип театра и социально-экономические условия его существования. Возникновение жанра, находящегося на перепутье между оперой и драматической пьесой с музыкой, неразрывно связано со специфическим европейским явлением - театром особого, синкретического типа, одновременно рассчитанным и на оперные и на драматические спектакли. С другой стороны, обращает на себя внимание коммерческий характер подобного рода театров, обусловивший подверженность искусства оперетты экономическим катаклизмам. Практика изначально не допускает разрыва между творчеством и его восприятием. Стремясь оправдать расходы, руководители театров не поощряют нетрадиционности музыкальной лексики и содержания оперетт, руководствуясь не качественными, а количественными критериями. Как и в любом виде искусства, в данном случае действует закон естественного отбора. В частности, следуя статистике, из 414 оперетт ав-