Ви є тут

Истоки, формирование и развитие московской школы игры на флейте до середины XX века

Автор: 
Иванов Валерий Петрович
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2003
Артикул:
172945
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. Флейта в контексте инструментальной культуры России до середины XIX века.
1.1. Флейтоподобные инструменты в летописях и древних источниках. 18
1.2. Начальный этап освоения европейской музыки в оркестрах Петербурга
и Москвы 21
1.3. Придворные, усадебные и домашние капеллы, крепостные оркестры. 25
1.4. Полковые оркестры и обучение в них. 30
1.5. Сольная, камерная, любительская игра на флейте. 32
1.6. Обучение флейтистов в московских гражданских учебных заведениях. 36
1.7. Печатные материалы и производство флейт. 42
глава II. Формирование профессиональной игры на флейте.
11.1 .Некоторые черты трактовки флейты в оркестре к середине XIX века, состояние
отечественных оркестров. 48
II.2.Профессора Московской консерватории Ф.Ф.Бюхнер и В.В.Кречман. 51 П.З.Инструменты, инструктивные пособия, сольный репертуар до 20 годов
XX столетия. 78
глава ш. Московское флейтовое исполнительство и педагогика с 1922 года до середины XX века.
III.І. Советский период московского флейтового искусства в деятельности
В.Н.Цыбина, Н.И.Платонова, Ю.Г. Ягудина, Г.Я.Мадатова. 91
Заключение
Библиография
153
175
ПРИЛОЖЕНИЕ I ПРИЛОЖЕНИЕ II
Программы по флейте Ф.Бюхнера, В.Кречмана, В.Цыбина,
Н. Платонова.
Ученики Ф. Бюхнера, В. Кречмана и список некоторых флейтистов Конторы московских императорских театров и московских оркестров до середины XX века.
также, в значительной степени, в придворных и домашних капеллах, в крепостных и военных оркестрах, вследствие их многочисленности и распространённости по России.
В связи с переездом правительства в новую столицу - Петербург вместе с ним уехали и некоторые музыканты; представляется (и имеются авторитетные свидетельства, например у М.И.Глинки), что наиболее квалифицированные музыканты были сосредоточены, прежде всего, при царском дворе. Поэтому целесообразно обратиться к придворному музицированию.
1.2. Начальный этап освоения европейской музыки в оркестрах Петербурга и Москвы.
Обслуживая нужды двора, исполнители на духовых инструментах играли во время торжественных церемоний, парадных шествий, на ассамблеях, праздничных обедах и балах. Репертуар музыкантов постепенно расширялся. Положительную роль для привлечения внимания к серьёзной, а не только к развлекательной музыке сыграл приезд в Россию в 1721 году инструментальной капеллы Карла Ульриха Голштинского. Во время больших торжеств в 1722 году в Москве по случаю победы над шведами этот оркестр «исполнил свою полную музыку публично и тем самым впервые играл на диво всему городу»(125,120).
Описывая этот оркестр в работе «Известия о музыке в России», Я.Штелин -преподаватель логики и красноречия в Российской Академии Наук в Петербурге - пишет: «Эта, доселе в России неслыханная музыка, состояла из сонат, соло, трио и концертов Телемана, Кайзера, Шульца, Фукса и др. в то время знаменитых немцев, а также Корелли, Тартини, Порпора и других итальянских композиторов. А инструменты состояли из одного
клавесина, нескольких скрипок пары гобоев, пары траверсфлейт, пары валторн, пары
труб и литавр»(126,120). Таким образом, у Я.Штелина, мы встречаем первое письменное свидетельство об исполнительстве на поперечных флейтах в первой четверти XVIII века. Вполне вероятно, что они были известны в России и ранее. Об этом пишет и
Н.И.Привалов: «...поперечные флейты уже в XVII столетии были целиком заимствованы из Западной Европы, несомненно, перейдя на Русь вместе с иноземными рейтарами» (90,266). Однако документальных подтверждений этого высказывания И.Привалова нам обнаружить не удалось.
При дворе с 1731 года ставятся оперные спектакли, даются официальные концерты. Официальные - «парадные» концерты - с 40 годов дополняются домашними концертами для избранного круга слушателей, в которых силами придворных музыкантов (инструменталистов, певцов) исполняются оперные арии, сонаты и концерты для разных инструментов. В этом же году утверждаются первые штаты придворного оркестра, где кроме
струнного состава, указана группа деревянных духовых в составе флейт, гобоев, фаготов.
В этот период придворный оркестр был усилен флейтраверсистом из Берлина - Таппертом и виртуозом флейтраверсистом и композитором Мишелем Блаве (1700-1768.) Французский посол маркиз д’Опиталь привёз с собой отличного флейтраверсиста Ле Клеро (Мг І_е КІего), у которого «флейта звучала на низах как фагот, а на верхах как флажолет»(126,130). Характеризуя высокий исполнительский уровень при дворе, Я.Штелин приводит случай с солистом придворного оркестра гобоистом Стацци.
«Он до сих пор имел достаточный успех, как благодаря приятному и почти говорящему тону своего гобоя, так и из-за поразительной быстроты, с которой он играл свои хорошо сочинённые и трудные концерты. Однажды ему пришло в голову выступить на придворной музыке с концертом на траверсфлейте. Все хотели внимательно слушать итальянского траверсиста. Но как только услыхали его первые пассажи соло, которые он играл слабым звуком на низах, кричащим на верхах, без какой-либо приятности звука, с тягучей тяжеловесностью в быстрых нотах, требующих четкого двойного удара языка, и ещё вдобавок с грубой блеющей козлиной трелью и, следовательно, с непонимания самого характера немецкой флейты и неумением его показать,- то все слушатели повернулись, наклонили друг к другу головы, переменили одобрение на насмешливый хохот и дали ему очень ясно понять, что их уши уже давно привыкли к совсем другому звуку траверсфлейты и что ему следовало всегда оставаться только при своём гобое. Это был первый и последний раз, когда Стацци выступал в России на своей итальянской флейте, и так как ему впоследствии представился случай услышать игру князя Репнина и другого дилетанта на немецкой флейте, с совсем другим звуком и с другой манерой, то он свою флейту совсем сложил и никогда больше не хотел вспоминать, что он на ней когда- либо играл» (126,127).
В 1745 году было установлено расписание придворных развлечений в соответствии с которым по воскресеньям должны быть “куртаги”, по понедельникам - итальянские интермедии, по вторникам маскарады, по четвергам - французские комедии. На “куртагах” исполнялась в основном застольная музыка как сопровождение к трапезе. К концу XVIII века придворный оркестр состоял из двух коллективов - «камер-музыканты первого оркестра и второго оркестра, оные же бальные. В первом оркестре с 1774 года играл Франц Михель, участниками второго оркестра были в основном русские флейтисты Егор Каратыгин, (в оркестре с 1773г.), Василий Михайлов (с1784г.), Данила Калашников (с1784г.), Илья Завьялов (с 1786г.) »(59,233).
Традиции флейтового исполнительства, заложенные ранее в Москве, получили дальнейшее развитие в основанным в 1770 годах «Российском вольном театре», или