Ви є тут

Фортепианная соната и концерты вьетнамских композиторов: национальные особенности и европейская традиция

Автор: 
Та Куанг Донг
Тип роботи: 
национальные особенности и европейская традиция
Рік: 
2003
Артикул:
172968
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................
ГЛАВА I. Общая характеристика традиционной музыки Вьетнама...............
Основные жанры вьетнамской традиционной музыки....................
Проблема многоголосия.............................................
Ритмическая организация...........................................
Ладовая система...................................................
Мелодика .........................................................
ГЛАВА И. Национальные основы в тематизме фортепианных сонат и концертов
вьетнамских композиторов.................................................
Фольклор и композитор: позиция музыковедов........................
Интонационные и структурные особенности тем.......................
Имитация звучания народных инструментов...........................
Орнаментация......................................................
Жанровые черты тематизма..........................................
Метроритм.........................................................
Ладовая основа....................................-...............
Проблемы гармонизации и строение вертикали........................
Фактура ..........................................................
ГЛАВА 111. Проблемы сонатной композиции и трактовка цикла в сонатах и
концертах для фортепиано вьетнамских композиторов........................
§ 1. Проблемы сонатной композиции........................................
Строение экспозиции...............................................
Разработки........................................................
Репризы...........................................................
§ 2. Проблема цикла......................................................
Многочастные циклы................................................
Композиция и образное соотношение частей..........................
Тематические связи................................................
Стилистические модели.............................................
Образно-тематическая драматургия..................................
Моноцикл..........................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................
Библиография.........................................................•. .
ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................................
Приложение 1. Словарь некоторых терминов вьетнамской традиционной
музыки...................................................................
Приложение 2. Краткие биографии вьетнамских композиторов, авторов
фортепианных сонат н концертов...........................................
Приложение 3. Список произведений для фортепиано вьетнамских
композиторов............................................................
Приложение 4. Схемы сонатных аллегро.....................................
Приложение 5. Нотные примеры.............................................
3
ВВЕДЕНИЕ
Вьетнамская музыкальная культура имеет многовековую историю, за время своего существования она не раз испытывала различные иностранные влияния. Однако это были в основном заимствования из близких по типу и менталитету культур - китайской и индийской. Только в XX веке Вьетнам (подобно многим другим традиционным культурам Востока) столкнулся с проблемой освоения принципиально иной системы музыкального мышления - европейской. Без этого вхождение профессиональной музыки Вьетнама в мировое культурное пространство кажется невозможным - данная мысль является ключевой во многих вьетнамских музыковедческих исследованиях. Синтез национальных и европейских музыкальных традиций начал осмысливаться как важная историко-теоретическая проблема потому, что уже на протяжении почти столетия его достичь с большим или меньшим успехом стремятся и вьетнамские композиторы. В рамках актуальной для профессиональной музыкальной культуры задачи особенно интересной нам представляется проблема освоения жанров сонаты и концерта в фортепианных произведениях вьетнамских композиторов разных поколений.
В XX веке профессиональное фортепианное искусство во Вьетнаме развивалось быстро и интенсивно, превращаясь в неотъемлемую часть национальной культуры. Открывались музыкальные школы, училища, консерватории. В этих условиях особенно остро вставала проблема репертуара, основанного на национальных традициях - и не только простого в исполнительском отношении, ориентированного на начальное образование, но и более сложного, концертного. Вьетнамские композиторы, откликнувшись на потребности времени, стали разрабатывать новые для них жанры фортепианной сонаты и концерта.
Глава I. Общая характеристика традиционной музыки Вьетнама -4
законченную и стройную систему жанров вьетнамской традиционной музыки2.
В исследовательской литературе, посвященной вьетнамской народной музыке, вопрос жанровой идентификации предстает в чрезвычайно запутанном виде. Разные авторы называют одни и те же явления “жанрами”, “стилями”, “традициями” и т.д. Так, например, Е. Васильченко, рассматривая вид женского пения ка чу в исполнении певиц а дао, называет его традицией3, тогда как, скажем, Нгуен Ши Фыонг относит его к камерно-инструментальным жанрам4. В то же время последний исследователь в некоторых случаях называет такие жанры вьетнамской народной музыки, как хо, куан хо, ли и др., стилями5. В результате возникает терминологическая путаница, затрудняющая разрешение и без того нелегкой проблемы - создания стройной классификации жанров во вьетнамской традиционной музыке. Поскольку создание такой системы не входит в число наших задач, в дальнейшем изложении мы будем придерживаться традиционных жанровых обозначений, которые используются большинством исследователей.
Разнообразие жанров вьетнамской традиционной музыки основано на делении на вокальные и инструментальные, сольные и ансамблевые, есть также театральные жанры6.
Среди жанров преобладают вокальные (что характерно в целом для региона), хотя в традиции народного и придворного музицирования входит и развитая инструментальная культура. Музыкальный фольклор Вьетнама неразрывно связан со словом, что вообще характерно для традиционных
Васильченко F-- Традиционная музыка Вьетнама и ее связи с музыкальными культурами Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Дисс...канд. иск. М., 1982 С. 180.
Л Там же, с. 18^.
4 Нгуен Ши Фыонг. Исторические стадии музыкальной культуры Вьетнама: взаимодействие фольклорной и профессиональной форм. Дисс... канд. иск. М., 2003. С. 121.
5 Там же, с. 87-
" Народный театр Тео, придворный театр Туонг и театр Кай Яыонг, возникший в начале XX иска.
Глава І. Общая характеристика традиционной музыки Вьетна ма 25
культур. В некотором отношении связь музыки и текста здесь даже более тесная, чем в других случаях, поскольку вьетнамский язык является тональным, то есть одно и то же слово в зависимости от своего высотного положения приобретает различные значения. В результате, контуры мелодической линии должны соотносится с высотными позициями речи, иначе словесный текст теряет свой смысл.
Наиболее строго принцип соответствия мелодики и речи соблюдается в песнях, связанных с церемониями и обрядами, где содержание текста чрезвычайно важно. В то же время в песнях других жанров, где возрастает роль собственно музыкальной выразительности, зависимость музыкального текста от словесного становится менее заметной.
В исследовательской литературе намечено несколько подходов к систематизации вьетнамских вокальных жанров. Прежде всего это традиционное для фольклористики деление несен на обрядовые, трудовые, лирические и т.д. Так, Нгуен Ван Нам, рассматривая жанры, наиболее важные и показательные для национальной культуры, выделяет, в частности, трудовые, ритуальные, семейно-обрядовые и лирические песни7. Кроме того, существуют сугубо вьетнамские жанровые наименования, такие, как хо, ли, куан хо, ее и т.д., рамки которых далеко не всегда совпадают с общепринятыми обозначениями жанров в фольклористике. Например, песни хо могут быть и трудовыми, и лирическими, так же, как и песни ли. Некоторые исследователи рассматривают жанровую систему вьетнамского фольклора именно с
о
точки зрения традиционных жанровых наименований . Немаловажное значение имеет также региональное распространение того или иного
7 Нгуен Ван Нам. Существенные черты традиционной музыки Вьетнама. Дисс... канд. иск. Л., 1981. С. 80-104.