Ви є тут

Семиотические аспекты космогонии и космологии в памятниках архитектуры и градостроительства

Автор: 
Волегова Александра Алексеевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата архитектуры
Рік: 
2007
Артикул:
184275
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Том I
Введение...............................................................5
Глава I Процессы семиотизации и космизации пространства как система
моделирования мира.....................................................18
1.1 Формирование плана выражения и плана содержания архитектурного пространства в результате его космизации..............................18
1.2. Миф и ритуал как структурный каркас картины мира, сложившейся в архаическом мифопоэтическом сознании человека..........................21
1.3. Принципы архитектурной символики..................................23
1.4. Истоки астрономической и временной символики в мировой культуре..28
1.5. Солнечное измерение креста направлений............................34
1.6. Архитектура как серия пространственных и временных ссылок.........37
Выводы................................................................44
Глава II Астрономическая и временная символика в архитектуре...........47
2.1. Астрономическая символика в архитектуре Ближнего Востока..........47
2.1.1. Города Ближнего Востока.........................................47
2.1.2. Ориентация зданий на Ближнем Востоке............................49
2.1.3. Космологические основы ориентации и размещения пирамид Гизы
и Большого Сфинкса.....................................................50
2.1.4. Символика солнца в египетской архитектуре.......................55
2.1.5. Космологическое значение обелиска...............................57
2.1.6. Ориентация зданий в Египте......................................57
2.2. Астрономическая символика в древнеиндийской архитектуре...........58
2.2.1. Храм как опора стационарного Солнца.............................59
2.2.2. Квадратура круга, пространственность времени, их символика в ведическом алтаре и храме..............................................63
2.2.3. Соответствие микрокосма человека микрокосму храма...............70
2.2.4. Символика Линги в шиваистских храмах............................72
2.3. Космогония в античной Греко-Римской культуре......................78
2.3.1. Формирование ритуального сакрального пространства...............78
2.3.2. Сравнительный анализ основанных на космогонии архитектурной и урбанистической концепции Греции и Рима................................81
2.3.3. Мундус-очаг - воспроизведение центрального солнца...............85
2.4. Символическое значение зрелищных сооружении Греции и Рима, их космогоническая структура..............................................91
2.5. Символика небесного купола в Греции и Риме........................94
2.6. Крест-солнце в христианской церкви................................99
2.6.1.Христос как верховное Солнце.....................................99
2.6.2. Астральный крест в здании церкви...............................101
2.6.3. Временные циклы в христианской церкви..........................105
з
2.6.4. Астральная и религиозная символика православной христианской
церкви..................................................................107
2.6.5. Ориентация христианских церквей..................................109
2.7. Крест направлений в Исламе........................................111
2.7.1 .Астрологическая символика в исламе...............................113
2.7.2. Ориентация мечети................................................117
2.7.3. Астральная символика Каабы.......................................119
2.7.4. Ориентация Каабы.................................................120
Выводы..................................................................123
Глава III Космогоническая архитектура современности. Трансформация архитектурного миромоделирования в современную и постсовременную эпохи................................................................127
3.1. Глобализация и ее влияние на архитектуру сегодня................127
3.2. Путь космогонии в архитектуре...................................131
3.2.1. Космологический аспект развития архитектуры до конца XX века... 132
3.3. Синергия музыки, архитектуры и всех других сфер искусства с космосом как основа вечных принципов гармонии.................................139
3.4. Ультрасовременные тенденции архитектуры, появление неокосмологии..................................................................143
3.5. Рождение новой парадигмы в науке как начало появления новой
архитектуры..........................................................146
3.6. Концепции и типология неокосмогенной архитектуры................154
Выводы...............................................................163
Заключение...........................................................169
Библиография.........................................................173
Том II
Приложение 1. Модели, иллюстрирующие место архитектуры в культуре. 184 Приложение 2. Модель возникновения архитектуры из взаимодействия мифа, ритуала, места...................................................186
Приложение 3. Модель солнечной системы как прототип архитектуры......188
Приложение 4. Фундаментальные принципы архитектурной символики как
отражение космического порядка.......................................190
Приложение 5. Формирование креста направлений в архитектуре..........192
Приложение 6. Определение времени по положению Солнца и Луны.........194
Приложение 7. Выводы по первой главе.................................196
Приложение 8. Космогоническая символика в основе древнего
градостроительства Месопотамии и Ближнего Востока....................198
Приложение 9. Символика мировой горы в храмах Ближнего Востока.......203
Приложение 10. Космологические основы ориентации пирамид Гизы........205
Приложение 11. Космологическая и космогоническая символика ориентации храмовых комплексов в Древнем Египте.................................210
28
духовного значений, а это значит, что и космос стал непроницаемым, то есть не содержит никакого послания, «шифра» для человека [45, Т. 1, С. 111].
К традиционным архитектурным формам относятся храм, город, дом, дворец и т.д. Как уже было замечено раньше, это imago mundi (изображение мира), которое имитирует структуру универсума. Пространственная форма осваивает пространство, содержит и определяет пределы сакрального пространства, которое насыщено значениями по отношению к неограниченной протяженности пространства профанного [44, С. 65], лишенного значений.
Границы архитектурной формы определяют пространство, которое качественно отличается от окружения. Архитектурное пространство - это пространство упорядоченное или космическое, которое противопоставляется беспорядочному, хаотичному принципу. Продуманное и отрегулированное в соответствии с космическими парадигмами, находится в контрасте с пространством непродуманным и беспорядочным. Периферия семиотизированного пространства, а в дальнейшем и архитектурной формы, отделяет то, что насыщено аморфной формой, вычерчивает четкое пространство и поэтому узнаваемое с неопределенных расстояний. С поверхности, лишенной значения, обнаруживается пространство смысловое, наполненное значениями.
1.4. Истоки астрономической и временной символики в мировой культуре
Движения небесных тел ассоциируются с символическими значениями круга. Звездные орбиты, приближаясь к наиболее совершенной из геометрических форм, кругу, участвуют в его символике, и в том, что наиболее близко к ней - колесу, чьи окружность и центр выражают связь между Множественностью и Единством, между временем и вечностью.
Тема цикличности времени прослеживается во многих культурах. Для греков время - это божественная река, Океанос или Кронос («Время»),
29
которое течет огромным кругом вокруг мира. Река времени, которая была изображена также как змея, которая ест свой хвост - Уроборос, означающая вселенную и непрерывный цикл развертывания общего из частного и возвращения общего в частное [6, С. 120]. В тантризме змея была объединена со временем и являлась эмблемой жизни и здоровья [6, С. 43]. Каждый человек был защищен на всю жизнь змеей, которая была демоном времени и жизни после смерти. В индийской мифологии - это символ круговорота вселенной или времени, она окружает землю, находящуюся подобно цветку лотоса в центре океана [70, С. 43]. Круглая река Океанос и зодиакальная змея, которая поедает свой хвост, подразумевают ежегодные ритмы, которые повторяются циклически, как сезоны года. В том, что змея пожирает свой хвост, выражается, по-видимому, тайна времени, которая состоит в том, что время само себя поглощает [46, С. 325].
Согласно греческой мифологии, бог Крон, сын Урана, воплощения звездного неба, и Геи, богини земли, олицетворяет принцип времени. Хронос выступает как принцип организации времени, которое выстраивает явления в хронологическом порядке, демонстрируя таким образом их конечность [6, С. 127]. Для греков, в равной степени как для египтян и китайцев, - время циклично, циркулярно. Все время движется в себе самом, в повторении, заключенном в себе самом, руководимое движениями небесных тел. Время повторяемо, это ритмическая пульсация и течение ограниченных интервалов - дней, месяцев, сезонов, лет. Постоянство повторения циклов времени имитирует Вечность, так как время - это движение и изменение, которое имитирует постоянство и неизменяемость в вечном течении. Циркулярное движение обеспечивает жизнь вещам, благодаря их повторяющемуся возвращению, что можно выразить в словах: абсолютная неподвижность Единства. Время имитирует Вечность, когда движется по кругу.
В греческой концепции время - это выражение космического порядка: движется циркулярно, так как имитирует движение небесных тел, которые его задают. Согласно христианской концепции, напротив, время не