Ви є тут

Архитектурный объект: образ и морфология

Автор: 
Янковская Юлия Сергеевна
Тип роботи: 
образ и морфология
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
270
Артикул:
184338
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Образ и формообразование - эволюция представлений в 26 архитектурной теории XX века
1.1. Философско-психологический аспект 26
1.2. Архитектурно-семиотический аспект 60
1.2.1. Генезис 60
1.2.2. Современное состояние 64
1.3. Выводы первой главы 70
Глава 2. Образ архитектурного объекта 75
2.1. Коммуникативная функция образа в зодчестве 75
2.2. Образная структура архитектурного объекта 81
2.2.1. Образ ориентации 88
2.2.2. Образ узнавания 91
2.2.3. Образ интерпретации 95
2.2.4. Образ интуиции 101
2.3. Семиотические механизмы формирования образа 106
2.4. Выводы второй главы 123
Глава 3. Морфология архитектурного объекта 126
3.1. Традиционные морфологические средства в архитектурном 126 проектировании
3.1.1. Средства формирования образа ориентации 127
3.1.2. Средства формирования образа узнавания 133
3.1.3. Средства формирования образа интерпретации 138
3.1.4. Средства формирования образа интуиции 142
2
3.2. Морфологическая структура архи тектурного объекта 145
3.3. Выводы третьей главы 163
Глава 4. Архитектурный объект 167
4.1. Концепция архитектурного объекта 167
4.2. Типологизация архитектурных объектов 171
4.2.1. Обоснование тинологизации 171
4.2.2. Базовые типы архитектурных объектов 174
4.2.3. Инварианты базовых типов архитектурных объектов 181
4.2.3. Архитектурный типологический метод 192
4.3 Концепция архитектурного формообразования 196
4.4. Концепция модальности архитектурног о объекта 201
4.5. Выводы четвертой главы 208
Глава 5. Архитектурная деятельность 211
5.1. Теория архитектурной деятельности в современных условиях 216
5.1.1. Объект теоретического знания и система описаний 217 5.12. Логико-методологический аппарат 220
5.1.3. Базовые положения и структура теории 224
5.2. Основы архитектурного маркетинга и менеджмента 226
5.3. Выводы пятой главы 229
Заключение 231
Основные результаты и выводы 231
Прикладное значение результатов работы 239
Литература 242
1 Іриложенис 260
38
гии, появившееся в конце 19 в. в Германии и Австрии. Не особенностью является объяснение явлений психической жизни через принцип целостности. Это ключевое положение было зафиксировано в активном использовании понятия «гештальт1« (немец. Ое.я1а11 - образ, структура, целостная форма, которое также близко к понятиям «паттерн» и «конфигурация»).
Впервые феномен «гештальта» был выявлен при исследовании стробоскопического движения в 1912 М.Вертхаймером совместно с В. Келером и К. Коффкой, ставшими позже также центральными фигурами в гешгальтпеихологии. Иллюзия движения двух последовательно вспыхивающих точек ими впервые была объяснена наличием целостного перцептивного поля. Воспринимаемое движение являлось функцией неизолированных стимулов и зависело от их взаимоотношения в рамках определенного гештальта. Для объяснения ряда феноменов, выявленных в ходе этих работ, были введены в психологию такие понятия, как фигура и фон, нрсгнаптность фигуры, законы ирсгпантности и др. В дальнейшем гештальт!юи-хология стала применяться для изучения интеллектуальной сферы и творческого мышления человека.
В 1910-1920-х годах гсштальтисихология стала активно применяться для изучения интеллектуальной сферы и творческого мышления человека. Гсш-тады психологии оказала большое влияние на понимание взаимосвязи процессов формообразования и восприятия и легла в основу современных трактовок композиции и архитектурной формы.
В рамках этого направления получило развитие представление о целостном образе как базовой основе восприятия. Выли выдвинуты основные понятия формирования образа: форма, фигура, фон, конфигурация, структура; выделены свойства формы и их взаимоотношения, отношение част и и целого, фигуры и фона (рис. 4). Особое внимание уделялось проблеме целостности, его формированию и восприятию. Ограниченность данного подхода в том, ч то срсдовыс факто-
” Впервые феномен "гештальта" был выявлен при исследовании стробоскопического движения н 191?. М.Вертхаймером совместно с В. Келером и К. Коффкой, ставшими позже также центральными фигурами в гсш-галыиепхолошн. Иллюзия движения двух последовательно вспыхивающих точек ими впервые была объяснена наличием целостного перист явного поля. Воспринимаемое движение являлось функцией неизолированных стимулов и зависело от их взаимоотношения в рамках определенного гештальта. Для объяснения ряда феноменов. выявленных в ходе '3тих работ, были введены в психологию такие понятия. как фигура и фон, прегнин I нос 1Ь фигуры, законы прег нангности и др. 13 20-40-х 20 в. Г. стала применяться для изучения интеллектуальной сферы и творческого мышления человека (Вертхаймер).
39
ры не принимаются во внимание, а объектом для исследования чаще всего становятся плоские изображения [130; 11, С. 102-128; 154. 2002, С. 53]. Гак, например, Р. Лрнхейм последовательно использовал в своих работах [7,8| принципы геш-талы психологии.
Изучая форму как объект и содержание восприятия, сторонники гештальт-психологии разработали “правила визуальной группировки объектов”; определили свойства эстетически значимой формы: упорядоченность, уравновешенность, единство и целостность. Эти способы формообразования, являясь одновременно и свойствами процесса восприятия, нацелены на облегчение протекания этого процесса, на “экономию психической энергии” при восприя тии объекта. Все эти правила, и приемы лежат в основе ряда трактовок “композиции”, таких как: композиция - организация элементов, которая придаст произведению единство, цельность, соподчиценность [192]. Термин “compositio” - составление, сложение частей в единое целое в определенном порядке, сочинение, соотношение сторон и поверхностей, которые “компонуют” определенную форму [4, С-269].
Гештальтпсихология и родственное ей направление функциональна!! психология способствовали развитию функционалистичсских идей В. Гропиуса. Идеи В. Гропиуса открывали новый взгляд па метод архитектурного проектирования, в основе которого лежали формально композиционные представления, Гропиус провозгласил, что “в век специализации метод важнее информации” |222| и были закреплены в теоретической и учебной направленности Ьаухуаза в курсах JI. Мохой-Надя, И. Альберса (рис. 5). Эти идеи были подхвачены и рядом советских конструктивистов - М. Гинзбургом, А. Весниным, ставившим композиционные поиски в зависимость от эстетических возможностей конструкций и материалов (рис. 6). В последствии функционалистичсскис идеи были развиты лидером “современного движения” в архитектуре Jlc Корбюзье.
Их композиционные представления базировались на существовании устойчивых социально-психологических стереотипов восприятия тиражируемых вещей, в которых форма соответствовала функции. При этом целостное восприятие предмет о-i фостранственной среды, построенной но принципу соответствия формы и функции, было упрощено, обеднено. Композиция в этом подходе трактовалась как целостная художественно-вырази тельная система форм, отвечающих функциональным и конструктивно-техническим требованиям 1152, С. 12|.