Ви є тут

Формирование стиля рококо во французской архитектуре и салонная культура Франции первой половины XVIII века

Автор: 
Никонова Алина Викторовна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
1999
Артикул:
1000263874
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ.............................................. 2
ВВЕДЕНИЕ................................................ 3
ГЛАВА 1. ЭЛЕМЕНТЫ ФРАНЦУЗСКОЙ РОКАЙЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ 20
ГЛАВА 2. САЛОН В КУЛЬТУРЕ ФРАНЦИИ.................... 43
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ЭВОЛЮЦИИ АРХИТЕКТУРЫ РОКОКО ВО
ФРАНЦИИ................................................ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................ 105
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................... 108
ПРИМЕЧАНИЯ............................................ 113
з
ВВЕДЕНИЕ
Первую половину XVIII века во Франции можно назвать одним из самых интересных и ярких периодов в истории французской культуры и искусства. В это время зарождается и проходит свой путь развития стиль рококо и предшествующий ему стиль Регентства.
Согласно утверждению Фиске Кимбалла, '•рококо” -это выражение маркизы Помпадур. Применительно к моде эпохи Людовика XV его впервые употребил Морис Ке в 1796-97 гг. Более широкий смысл этот термин приобретает в "Прогулках по Риму" Стендаля, а в 1838 году его использует Виктор Гюго в описании Нанси. В переиздании Словаря Французской Академии 1842 года слово "рококо" объясняется следующим образом: "это
стиль и особый род рисунка, который принадлежит к школе эпохи царствования Людовика XV и началу царствования Людовика XVI... В целом, это все, что есть устаревшего и излишнего в моде, искусствах, литературе, костюмах, манерах и т.д." Как научный термин слово "рококо" начало впервые использоваться в немецкой искусствоведческой литературе сначала в 1840 году применительно к творчеству Жюля-Ореля Мейссонье, а затем его употребил в 1843 году Якоб Буркхардт в работе "Uber die vorgotischen Kirchen am Niederrhein".
Несмотря на то, что термин "рококо" достаточно активно используется исследователями на протяжении более ста пятидесяти лет, до сих пор его значение точно не установлено. Этим словом обозначают
10
претендовать на глобальность "большого” стиля. Черты рококо можно найти во всех видах изобразительного искусства, в архитектуре, в произведениях литературы, музыки, в театральных постановках, даже в явлениях жизни определенной части французского общества в первой половине XVIII века, но при этом стиль проявился в искусстве далеко не всех стран Европы. Можно говорить о рококо во Франции, в Германии, в Австрии и, с определенными оговорками, в Италии.
Но даже во Франции, где проявлениям рококо была свойственна наибольшая полнота, рядом с ним сосуществуют и другие художественные системы.
Кроме того временной отрезок, в течение которого можно наблюдать наиболее яркие проявления стиля рококо, включает в себя не более полувека. Этого тоже недостаточно для полного развития "большого" стиля.
Исходя из всего сказанного выше, можно считать рококо "малым" стилем искусства, обладавшим, тем не менее, всеми признаками, свойственными полноценной художественной системе.
Какие же черты являются наиболее значимыми для рококо?
По определению Е.И.Ротенберга, под стилем следует подразумевать "целостную художественную систему, в которой определенная, характерная именно для данной эпохи идейно-содержательная программа выражена в четко фиксированных принципах художественного языка"9.
Основной фактор, который должен быть присущ стилю, - это синтетичность. Рококо создает превосходные примеры именно синтетичных произведений
11
искусства, где сплетаются воедино архитектурное сооружение, живопись, скульптура, предметы
декоративно-прикладного искусства, и все это вместе создает своего рода рамку, в которую помещаются люди, которые общаются и развлекаются тоже совершенно определенным образом, а именно так, как этого требует обрамление.
Рококо довольно часто расценивалось
исследователями как стадия развития барокко. Без сомнения, эти два стиля имеют между собой довольно много общего, и создание рококо было бы невозможно без барокко.
Прежде всего, барокко создает и использует новые формы синтеза архитектуры с живописью, скульптурой и декоративно-прикладным искусством, придавая
архитектурному сооружению декоративное оформление, объединенное с ним единым замыслом, и, таким образом архитектурное сооружение приобретает значение совершенно особого по своей цельности комплекса. Для рококо идея синтеза также становится исключительно важной при создании комплекса архитектурного сооружения.
Барокко активно создает новые типы композиционных связей между зданием и окружающей средой. Рококо перенимает это у барокко, создавая даже при городских отелях парки и сады, которые одновременно имеют собственное значение и являются дополнением к комплексу здания.
Однако, в идейном плане барокко и рококо прямо противоположны. Если в художественной системе барокко мир воспринимается "как находящаяся в потоке