Ви є тут

Формирование отечественной деловой культуры в бизнес-коммуникациях

Автор: 
Кадохова Зарина Валерьевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
126
Артикул:
192272
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ...................................................3
ГЛАВА 1. БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИИ В МЕЖКУЛЬТУЭДЮЙ СРЕДЕ............................................!............10
1.1. Сущность деловой культуры как социокоммуникативного феномена. Коммуникативные отношения в сообществе предпринимателей. Интегративный характер деловой культуры.....................10
1.2. Межкультурные коммуникации как часть деловой культуры.25
1.3. Коммуникативные особенности национально-культурных общностей, лидирующих в мировом бизнесе. Национальные идентичности в бизнесе. Право на индивидуальность...................................41
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИК......................................................60
2.1. Формирование деловой культуры бизнеса в условиях глобализации. МКК и мировое сообщество. Сетевая структура глобализирующегося общества....................................................60
2.2. Российский сегмент бизнес-культуры. Следствия межкультурных бизнес-коммуникаций российского сообщества предпринимателей.77
2.3. Исследование современных отечественных бизнес-коммуникаций с точки зрения оценки их интеграции в мировой экономической системе и всемирном коммуникативном поле......................93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................106
БИБЛИОГРАФИЯ.............................................110
ВВЕДЕНИЕ
3
Активное развитие социальных институтов, необходимых для функционирования современной экономики, курс на политическую и экономическую открытость России, интенсификация международных контактов, как на государственном, так и на межличностном уровнях, дало дополнительный импульс к расширению различных сфер российского бизнеса. Соответственно возросла интенсивность бизнес-коммуникаций, без которых невозможно сегодня представить нормальную работу и коммерческих и государственных структур.
Можно утверждать, что стабильный успех в бизнесе зависит от людей и деловых связей, которые эти люди создают, поддерживают и развивают. Участниками бизнес-коммуникации, направленных на эффективное взаимодействие организаций с внешней средой посредством обмена информацией, становятся представители самых разных областей деятельности. Бизнес-коммуникации включают все многообразие форм делового общения, которые в последние десятилетия превратились в настоящую технологию ведения бизнеса, самостоятельную управленческую функцию, эффективное выполнение которой возможно только при профессиональном подходе. Еще более актуальной представляется эта проблематика, когда речь идет о деловых коммуникациях в мультикультурной среде, о выстраивании эффективных бизнес-отношений с участниками международной экономической системы.
Процессы глобализации, расширения сфер взаимодействия культур, происходящие в мировом сообществе, носят амбивалентный характер. С одной стороны, целый ряд государств и культур противопоставляют этим глобальным изменениям культурный сепаратизм, гипертрофированное чувство национальной самобытности и уникальности своей культуры. Отсюда - неприятие ценностей другой культуры, высокомерие по отношению к традициям и обычаем другой культуры. С другой стороны,
11
стили речевого и визуального поведения, определяющие как содержательные, так и коммуникативные характеристики взаимодействия.
Учитывая сложности в толковании понятия «культура», современная наука пришла к необходимости выделения конкретных аспектов культуры как общественного явления. В настоящее время в культурологической литературе выделяются шесть аспектов: генетический, гносеологический, аксиологический, гуманистический, нормативный, социологический. На основе рассмотрения понятия «культура» во всех этих аспектах, раскрывается сущность культуры как феномена, пронизывающего буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека, его общение.
Слово «культура» в переводе с латинского - «возделывание», «облагораживание», что в Древнем Риме означало возделывание земли, а также воспитание, образование. В настоящее время известно более пятисот вариантов использования термина «культура» в самых различных отраслях науки и практики. С точки зрения социологической науки наиболее признанным является определение этого термина, данное английским этнографом Э. Тейлором: «Культура - то некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества»1.
Культуру, регулирующую поведение людей в обществе, Зигмунд Фрейд называл репрессивной. По мнению ученого, культура подавляет некоторые опасные и вредные для общества, окружающих людей склонности и побуждения человека - агрессивные, сексуальные2. Но именно нормы культуры не исключают их полностью, а только регламентируют условия их удовлетворения: агрессивные, к примеру, в спорте, сексуальные обязательно при определенной социальной и нравственной аранжировке.
1 Тейлор Э.Б. Первобытная культура. Пер. с англ. / Э. Тейлор; Под ред., и прим. В. К. Нико. -М.: Соцзкгиз, 1939. - 570 с.
2 Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.
12
Конечно, возможности таких элементов культуры, как обычаи, нравственные нормы в регулировании поведения человека, тоже достаточно ограничены, они меняются в зависимости от объективных обстоятельств, например, кризисного состояния общества, уровня материального состояния социальной группы или отдельного человека и т. п. В таких случаях востребуются более сильные регуляторы, применяемые со стороны общества или государственных институтов.
Феномен культуры заключается и в отборе определенных видов поведения и опыта людей. Поэтическое выражение «Обычай - Деспот средь людей» показывает, что люди сами создают такие культурные образцы, которым впоследствии подчиняются, принимают их за само собой разумеющееся. Культура как способ ценностного освоения действительности выражается в практической деятельности людей - и внешней, и внутренней.
Проблема культуры делового общения не может быть исследована вне связи с философской проблемой ценностей. Деловая культура - не только результат, но и процесс производства и воспроизводства определенных ценностей и норм. Когда мы говорим, что некий человек обладает определенным уровнем культуры (в том числе и деловой культуры), то подразумеваем под этим не только возможность создания им какого-то минимума ценностей, но и степень усвоения им ценностей, уже созданных предшествующими поколениями.
Автор настоящего исследования полагает, что не может быть достаточно эффективной вненациональной модели теории и практики делового общения, также как и рыночная экономика любой страны обладает присущими только ей культурно-историческими особенностями. Успех делового общения зависит от знания и умения использовать технику общения, от уровня толерантности, тонкости восприятия и активности понимания своего делового партнера, психологических и социальных параметров. Российский культуролог Б.С.Ерасов так и определяет