Ви є тут

Профессиональная социализация студентов ссузов в условиях модернизации институтов образования

Автор: 
Морозова Анна Валентиновна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192869
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................... 3
Глава \. Теоретико-методологические основы профессиональной социализации личности
1.1. Профессиональная социализация: уровни дифференциации,
факторы и механизмы реализации............................ 18
1.2. Динамический, содержательный и институциональный
аспекты профессиональной социализации..................... 38
Глава 2. Инновационная деятельность современного ссуза как фактор
эффективной профессиональной социализации
2.1 Специфика процесса профессиональной социализации в ссузах традиционного и инновационного типов........................... 62
2.2 Структура и модели инновационной деятельности ссуза
университетского комплекса.............................. 88
Глава 3. Оценка эффективности процесса профессиональной социализации студентов ссуза инновационного типа
3.1. Социально-экономические показатели эффективности
процесса профессиональной социализации..................114
3.2. Основные направления оптимизации процесса профессиональной социализации в системе среднего профессионального образования университетского комплекса............... 146
Заключение....................................................... 170
Приложения....................................................... 176
Список использованной литературы................................. 222
введение:
Актуальность темы исследования. Современная система
профессионального образования неразрывно связана с теми общественными условиями, в которых она сформировалась и существует. На фоне перемен в политическом и социально-экономическом устройстве общества существенно изменились социальные функции институтов профессионального образования, значительно возросли требования к качеству, роли и содержанию подготовки специалистов.
Современное производство и рынок труда нуждаются в качественно новом типе работника с высоким уровнем социальной компетентности, профессиональной адаптации и мобильности, поэтому проблема профессионального становления специалистов среднего звена техникоэкономического профиля, обеспечения их профессионального роста, стимулирования качества и эффективности труда является одной из ключевых для развития региональных и государственных социально-экономических комплексов.
Согласно научным прогнозам в перспекгиве: а) произойдет увеличение спроса на специалистов среднего звена на этапе восстановления и возрождения промышленности, потому что их обучение стоит дешевле и сроки учебы короче, а возможности использования в силу практикоориентированного характера подготовки шире (не только на должностях техников, но и на рабочих местах); б) для развития наукоемких технологий потребуются специалисты, подготовленные к выполнению функций как помощника инженера (новые функции), так и рабочих особо сложных профессий.
Инновационная деятельность университетских комплексов, в состав которых входят средние профессиональные учебные заведения, является важным фактором развития как самих университетов, так и их структурных подразделений. Если образовательное учреждение системы среднего профессионального образования в качестве стратегического направления инновационных преобразований выбирает социально-маркетинговое
22
профессиональной, семейной, гендерной, религиозной, сексуальной и др. Многообразие видов социализации определяется многообразием видов сообществ, окружающих человека.
Общество заинтересовано в том, чтобы индивид успешно овладел ролью квалифицированного и компетентного работника, поэтому эффективность осуществления процесса профессиональной социализации рассматривается как один из содержательных аспектов профессиональной социализации.
т Профессиональная социализация, являясь не только одним из
компонентов общей социализации, но и ее базовой составляющей, формирует потенциал успешного включения индивида в процесс трудовой деятельности и поддержания высокого уровня профессиональной мобильности в течение всей жизни. Это создает основу материального благополучия индивида и осознанного формирования им стратегии своего жизненного пути и профессиональной биографии.
Анализ современных научных интерпретаций понятия социализации позволяет, по нашему мнению, определить профессиональную социализацию как двуединый процесс, который представляет, с одной стороны, способ
• интериоризации социальных норм, свойственных профессиональной среде определенного профиля, а с другой - самоидентификацию личности и степень осознания ею своей субъектно-объектной роли во взаимодействии с профессиональной средой. При этом интериоризация социальных норм в рамках определенной профессиональной среды происходит через усвоение индивидом социально-профессиональных норм и формирование на их основе внутренних установок как элементов структуры личности специалиста.
В контексте такого подхода к определению сущности профессиональной социализации важное значение приобретают понятия: «профессиональная
* среда», под которой мы понимаем всю совокупность реальных или потенциазьных носителей определенной профессии или профессий определенного профиля; «специалист» - как индивид, имеющий определенный
23
уровень принадлежности к исследуемой реальной профессиональной среде и профессиональной компетентности, признанной этой профессиональной средой; «профессиональное социокультурное поле» - как пространственно-временная векторная характеристика, описывающая специфику взаимодействия индивидов и объектов профессиональной среды.
Понятие профессиональной социализации используется в двух значениях. Профессиональная социализация в широком смысле слова представляет собой
Л процесс развития адаптационно-интегративных характеристик личности в
рамках той составляющей общесоциализационного процесса, который создает потенциал горизонтальной и вертикальной мобильности в сфере трудовых отношений на всем жизненном пути индивида. Профессиональная социализация в узком смысле слова может рассматриваться в границах определенной социально-профессиональной группы и имеет «узкую» профессиональную направленность.
С целью всестороннего и глубокого анализа процессы профессиональной социализации могут рассматриваться на макро-, мезо- и микроуровнях. Разграничение проблемы профессиональной социализации в зависимости от
* целей и методов, сфер действия и социальных особенностей дифференциации (гендер, возраст) позволит не только дифференцировать степень освоения профессиональных ролей, уровень интеграции индивида в данную профессию, но и анализировать специфику различных уровней агентов профессиональной социализации.
В систему категорий, с помощью которых изучается процесс профессиональной социализации, включены такие понятия, как «профессиональные познания», «профессиональные позиции», «профессиональное поведение» и «профессиональное мнение». Понятие
* «профессиональная компетенция», используемая многими специалистами в качестве общего термина, трактуется как своего рода сумма профессиональных