Ви є тут

Социальная дифференциация в российском образовании: региональный аспект

Автор: 
Михеева Людмила Петровна
Тип роботи: 
региональный аспект
Рік: 
2005
Артикул:
192616
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................... 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ............................................... 14
1.1. Социальная дифференциация в западных и отечественных социальных теориях.......................... 14
1.2. Влияние общественных трансформаций на социальную дифференциацию в образовании.................... 34
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)... 60
2.1. Региональные особенности социального неравенства 60
2.2. Влияние территориальных особенностей на дифференциацию в системе образования.................... 77
ГЛАВА 3. ДОСТУПНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ: ОБЪЕКТИВНЫЕ И
СУБЪЕКТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ 107
3.1. Доступность образования как показатель социального ресурса личности.................................. 107
3.2. Факторы неравенства доступа к высшему образованию 125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................... 140
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................... 145
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................... 156
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Углубление социальной поляризации российского общества характеризуется появлением ранее не существовавших слоев: крупных и средних собственников, управленческой элиты, «новых богатых» и «новых бедных», безработных, соответствующих этим слоям адаптационных стратегий поведения, а также новых видов и форм отношений «равенства-неравенства».
Кроме этого, произошло усиление влияния социальных и материальных факторов, порожденных переходным периодом, на формирование жизненных стратегий, систему ценностей и интересов. Этот процесс оказал огромное влияние на имущественную и социокультурную дифференциацию населения.
Подобные социальные изменения в российском обществе носят системный характер, они затронули все основные подсистемы - политику, экономику, духовную и социальную сферы, в том числе и сферу образования.
Модернизация социального института образования актуализировала проблемы коммерциализации и социальной справедливости, непрерывного обучения и самообразования, социального престижа и статуса высшего технического образования.
Неравенство в обществе все больше характеризуется новыми факторами и прочной иерархией привилегий и лишений в отношении доступа к желаемым благам и ценностям, в их числе и к качественному образованию. В этой связи проблема воспроизводства социального равенства через разнообразные подсистемы и учреждения сферы образования, обеспечения равного доступа к получению востребованных профессиональных знаний приобретает особую важность.
Декларируемое равенство прав на получение образования все чаще вступает в противоречие с неравенством возможностей. Усиливается влияние социальной дифференциации на образовательные предпочтения молодых людей, заставляя их по-разному реализовать свои жизненные шансы. При этом наблюдается зависимость предопределенности жизненного пути молодежи от социальной среды обитания. Неравенство возможностей восходящей об-
некой шкалы неравенств, которые могут выражаться в различии доходов, со*-стояний, власти, престижа, возраста, этнической принадлежности или посредством какой-либо другой характеристики» [1].
В данной работе нас, прежде всего, будут интересовать неравенства стратификационного типа, то есть устойчивые в конкретном обществе и в конкретный период времени социальные неравенства между большими группами людей, отражающиеся в их сознании, культуре и действиях, образующие существенные социальные расколы в обществе.
На теоретическом уровне для раскрытия проблемы исследования наряду с вышеприведенными социологическими категориями будут использоваться следующие: социальная дифференциация*, социальная иерархия**, система образования***.
Проблема неравенства постоянно привлекала внимание философов и ученых. Люди всегда задумывались над природой человеческих отношений, над проблемой угнетенных и угнетателей, над справедливостью и несправедливостью неравенства. Начиная с периода Нового времени, эпохи Просвещения, проблема неравенства определяется естественнонаучным подходом к изучению его природы и получает непосредственное отражение в теоретическом осмыслении данного феномена.
Идеи социального неравенства находят отражение и в работах древнегреческих философов (Платон, Аристотель) [110, 5], и в трудах марксистов (К. Маркс, В. Ленин) [83-86, 79-80], и классиков мировой социологической теории (М. Вебер) [20, 197].
Идея социального равенства-неравенства как принципа организации общества в различные исторические эпохи понималась по-разному. Развитие капитализма и трансформация производственных отношений в индустриаль-
* социальная дифференциация - различия между макро- и микро группами, а также индивидами, выделяемые по многим показаниям. /Российская социологическая энциклопедия. /Под ред. Г.В. Осипова. М.: Нор-ма-Инфра, 1999.-С. 160;
** социальная иерархия - форма построения сложных социальных систем на основе подчинения, когда «нижние» уровни контролируются «верхними». /Краткий словарь по социологии. /Под. общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М.: Политиздат, 1988. - С.82;
*** система образования - совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий [Закон РФ «Об образовании». Ст. 8.1.
ном обществе, блестяще описанные в «Капитале» К. Марксом [83], позволили дать новые теоретические объяснения существующего социального порядка (стратификационные теории). Именно в этот период социология зародилась как наука.
В контексте проблемы «социологического неравенства» можно следующим образом систематизировать воззрения основоположников социологического знания. К. Маркс проблему неравенства раскрывал на основе абсолютизации роли экономического фактора. Ученый считал, что разделение общества на экономические классы становится неизбежным следствием развития производства, а собственность рассматривается как конституирующая характеристика современных множественных неравенств [84]. К. Маркс, наряду с собственностью, увидел также и другой фактор неравенства, а именно - разделение труда. Собственность, согласно К. Марксу, формирует наиболее сильный раскол в обществе. Но множественность неравенств выводится им не столько из отношения собственности, сколько из социального закона разделения труда. Развивая в «Анти-Дюринге», а также других работах [174-176] теорию классового образования на основе фактора разделения труда, Ф. Энгельс пишет: «... в основе деления на классы лежит закон разделения труда» [85,86]. Данный вывод основан на представлении об общественных классах, которое становится фундаментальным для понимания движения современных обществ.
На наш взгляд, теория классов Маркса не только зафиксировала важные моменты капиталистического общественного расслоения, но и на десятилетия определила для многих исследователей способы видения ими социальной структуры и социальной идентификации в обществе.
Классовая дифференциация общества позволила выделить основной критерий социальной стратификации марксизма - это отношения собственности на средства производства.
Исследуя наследие К. Маркса, российский социолог Ю.А. Левада точно уловил видение социальных отношений и классовых различий у автора теории классов [77]. Он пишет: «Очевидно, что подход Маркса к обществу - это макроподход, который проявляется в том, что категории анализа общества