Ви є тут

Социальное время пенсионеров как этапы самореализации личности

Автор: 
Козлова Татьяна Захаровна
Тип роботи: 
диссертация доктора социологических наук
Рік: 
2004
Артикул:
192823
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................................4
Глава I
СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОБЛЕМА 25
1. Социальное время в истории социальной мысли................25
2. Категория социального времени в отечественной
социологии:разработка и направления.........................40
3. Использование категории социального времени в
социологических исследованиях............................. 49
4. Социальное время - этапы самореализации личности...........60
Глава II
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЖИЗНИ ПЕНСИОНЕРОВ............................................... 78
1. Социально-демографические аспекты..........................78
2. Социально-геронтологические аспекты........................86
3. Социально-экономические аспекты............................99
Глава III
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОШЛОЕ ПЕНСИОНЕРОВ, КАК
ЭТАП САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ....................................112
1. Восприятие пенсионерами собственного и
исторического прошлого.....................................112
2. Самореализация пенсионеров различных половозрастных групп
в прошлом..................................................121
Глава IV
НАСТОЯЩЕЕ ПЕНСИОНЕРОВ КАК ЭТАП
САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ....................................157
1. Восприятие респондентами собственного и общезначимого социального врЗДбНИ..................................157
2. Самореализация пенсионеров различных половозрастных групп
в современной жизни...................................190
Глава V
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕНСИОНЕРОВ О БУДУЩЕМ........................217
1. Проблемы одиночества и отношения к концу жизни........217
2. Восприятие категории будущего респондентами различных половозрастных групп.................................231
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................241
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................247
ПРИЛОЖЕНИЕ.................................................265
Большой вклад в разработку «идеи времени» внес Августин Блаженный. Его основной постулат - время, как таковое, помимо нашей жизни самостоятельно не существует. Время является мерой продолжительности бытия и движения вещей. Кроме того, Августин определил отношение времени и вечности. Он понимал время как форму вечности, а вечность, как форму времени. Время Августин рассмотрел в соотношение прошедшего, настоящего и будущего: «Эти три времени существуют в нашей душе, и нигде более: настоящее прошедшего это - память; просто настоящее - созерцание; настоящее будущего - ожидание» [2, с.673]. Время человека - это субъективное переживание своей жизни.
К пониманию времени, как у Августина, близка концепция времени Анри Бергсона. Исходной установкой для Бергсона была «интуиция длительности». Понятие времени, как длительности -главное философское открытие Бергсона. Время - это длительность человеческой жизни, которую переживает индивид [19, с.9].
Среди философов последних двух столетий больше всего теме «проблема времени в жизни человека» посвятили экзистенциалисты. «Различие двух способов бытия: подлинного и неподлшшого - одна из центральных проблем экзистенциалистов (как бы различхгы не были системы экзистеххциалистов Хайдеггера, Ясперса, Сартра), этот вопрос они ставят одинаково» [29, с.28]. Согласно им, на протяжении жизни индивид уходит от себя, живёт «как все», и только перед лицом смерти обращается к себе - подлинному.
Термин «социальное время» появился уже в работах Э. Дюркгейма. В работе «Социология и теория познания» автор пишет: «...определение времени есть дело коллективное и, действительно, наблюдение подтверждает, что порядок, в котором все явления
располагаются по времени, заимствован из социальной жизни. ...время, одинаковое для всей группы, время социальное, если так можно выразиться» [49, с.ЗО]. В его трудах присутствует категория социального времени и при анализе различных исторических эпох, и при анализе социальных явлений. Дюркгейм на основании собранных статистических данных о самоубийстве людей в разных странах и в разное время сделал выводы, что их частота зависит от времени (наряду с другими факторами), в которое происходит суицид. Он выделил такие периоды времени, как отдельные месяцы в году, так и отдельные часы в сутках. По заключению Дюркгейма, люди совершают самоубийства наиболее часто в летние месяцы года, т.е. когда большой световой день. В течение дня самоубийства наиболее часто происходят во второй половине дня. И в том, и в другом случае у людей наблюдается наибольшая активность. Таким образом, у Дюркгейма время и деятельность (активность) неразрывно связаны.
Мысль о том, что «история, не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека», проходит через все работы классиков марксизма [103, с. 102]. Принцип органического единства деятельности и общественных отношений получает своё воплощение в труде, который является естественной необходимостью, «без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т.е. не была бы возможна человеческая жизнь» [Там же, с.51]. И далее: «История времени, - есть не что иное, как беспрерывное изменение человеческой природы» [102, с. 162].
Основополагающим методологическим подходом к изучению социального времени, по мнению диссертанта, является рассмотрение его на трёх уровнях: время истории, время поколения и время личности. Такой подход был предложен отечественным учёным В.П.