Ви є тут

Экологическая составляющая качества жизни населения : На примере Северо-Западного региона России

Автор: 
Лукьянов Андрей Юрьевич
Тип роботи: 
На примере Северо-Западного региона России
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
186
Артикул:
193058
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Качество жизни как фактор экологической безопасности 12
1.1. Содержание и эволюция понятия «качество жизни» 12
1.2. Влияние качества жизни населения на конкретную экологическую ситуацию 23
1.3. Здоровье населения как показатель состояния окружающей среды 48
1.4. Основные проблемы стандартизации качества окружающей среды 62 Глава 2. Экологические факторы и формирование качества
жизни 77
2.1. Основные тенденции социологических исследований качества жизни 77
2.2. Анализ экологической ситуации в Северо-Западном регионе России 91
2.3. Роль экологических факторов в формировании качества жизни населения российского Северо-Запада (анализ результатов социологического исследования) 104
Заключение 141
Библиография 145
Приложения 153
3
Введение
Данная диссертация посвящена одной из составляющих такого ёмкого и многогранного понятия, как качество жизни, а именно - экологической стороне последнего.
В последние десятилетия экологическая проблематика стала необычайно популярна, что нашло отражение и в научной литературе, в том числе и в тематике кандидатских и докторских диссертаций. Избранная автором тема представляется актуальной в силу того, что в диссертационном исследовании состояние и проблемы окружающей среды рассматриваются в качестве важного и неотъемлемого компонента качества жизни, во взаимосвязях с ним, а так же со здоровьем населения, с проблемами поиска объективных стандартов качества окружающей среды, отвечающим биосферной парадигме развития человечества.
Научная задача, решаемая в диссертации, заключается в изучении особенностей формирования и роли экологической составляющей качества жизни населения в Северо-Западном регионе Российской Федерации на основе изучения отечественного и зарубежного теоретического материала, собственного эмпирического исследования и данных, зафиксированных в различных официальных источниках.
Можно выделить несколько основных причин актуальности подобного исследования. Во-первых, официально провозглашается, что генеральной стратегической целью современной социальной политики выступает повышение качества жизни населения, на реализацию которой должна быть направлена деятельность всей системы государственного управления. Это требует в рамках избранной стратегической схемы разработки системы государственных социальных и социально - экологических стандартов, формирования приоритетов не только социально-экономического, но и социально-экологического развития как страны в целом, так и отдельных регионов.
17
интересы, т. е. то, что не имеет количественных показателей и единиц измерения. [82, С. 67]
Иными словами, всё вышеперечисленное характеризует духовные параметры человеческой жизни. Позиция А. Тодорова вызывает вопросы относительно места, занимаемого фактором окружающей среды. С одной стороны, без нормальной окружающей среды возникает риск для здоровья, без которого невозможно говорить о высоком качестве жизни, а с другой стороны, стандарты качества окружающей среды поддаются количественному измерению. Данное противоречие решает концепция А.И. Субетто, которая будет рассмотрена несколько позже.
При всех различиях в подходах по определению понятия “качество жизни” и его содержания, общим является признание того, что определённый набор факторов и проблем является предопределяющим для качества жизни как категория общественного бытия. К таким факторам все исследователи относят экологические и демографические проблемы, что a priori объясняется отсутствием высокого/нормального качества жизни там, где нет элементарных, но жизненно необходимых вещей, таких как свежий воздух, чистая вода, естественные пищевые продукты и места для рекреации витальных сил.
Но экологические компоненты, в силу многогранности качества жизни, должны рассматриваться в тесных взаимосвязях с проблемой экономического роста и индустриального развития. Широкую известность в этой связи приобрели проекты, подготовленные рядом исследовательских институтов и сообществ, таких, например, как Римский клуб, и поддержанные западной политической элитой, современным западным электоратом. В получивших большой резонанс работах Дж. Форестера “Динамика мира” [87] и Д. Мидоуза “Пределы роста” [134] отмечается, что “в случае сохранения западного образа жизни и его ценностных ориентаций, человечество, растущее экономически и демографически, неминуемо столкнётся с внешними жесткими физикоприродными пределами роста, то приведёт к всеобщей экологической катастрофе (коллапсу) глобального масштаба в следующем (XXI веке).
18
Единственным средством предотвращения самораспада системы является переход к равновесию, достигаемого на основе нулевого роста”.
Дальнейшее своё развитие данная теория получила в трансформированном виде в концепции устойчивого развития (sustainable development), разработка которой была начата после Конференции ООН по окружающей среде 1972 года в Стокгольме. [49] В 1992 году концепция устойчивого развития была принята на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в виде специальной Декларации об окружающей среде и развитии, в которой иод устойчивым развитием понимается такое развитие, которое делает возможным прогресс технико-технологической основой труда, рост общественного богатства и благосостояния людей при одновременном состоянии людей окружающей среды для выживания нынешних и будущих поколений. [47]
Другим важным компонентом, характерным для всех теорий качества жизни, является тот факт, что доля качества жизни большое значение имеет субъективное оценочное отношение личности к её собственной жизнедеятельности, к условиям, в которых она осуществляется.
Одним из первых отечественных исследователей качества жизни и смежной проблематики был И. В. Бестужев-Лада, который в 1978 году определил качество жизни как категорию, “ориентированную на такую оценку удовлетворения материальных и духовных потребностей, которая не поддаётся прямому, количественному измерению, а требует сложных приёмов косвенной квантификации по различным квалиметрическим шкалам”. [6] По мнению Бестужева-Лады к данным шкалам можно отнести оценки содержательности труда и досуга, удовлетворённости тем и другим, уровня комфорта в труде и быту, качества и модности одежды, качества питания и условий приёма пищи, жилья, жилой окружающей среды в целом, функционирования социальных институтов; качественного уровня удовлетворения потребностей в общении, знаниях, творчестве, общественно-политической активности,
самодеятельности. Таким образом, для формирования достойного качества жизни необходимо удовлетворение не только потребностей в самосохранении,