Ви є тут

Взаимодействие национальных культур на постсоветском пространстве: проблемы и тенденции : на примере региона Центральной Азии

Автор: 
Титова Юлия Владимировна
Тип роботи: 
проблемы и тенденции
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
173
Артикул:
193313
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ПЛАН:
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................2
ГЛАВА 1. МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В НАУЧНОМ ДИСКУРСЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ..................................................18
1.1 Концептуальные модели взаимодействия культур............................18
1.2 МЕХАНИЗМЫ И ФАКТОРЫ ВЗАИМОДЕЙС1 ВИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР................42
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИН....................................................................„.66
2.1 Традиционная культура центральноазиатских обществ как детерминанта
МНЕКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РЕГИОНЕ............................................66
2.2 Центральная Азия в межкультурном взаимодействии.........................82
2.2.1 Россия и Центральная Азия: традиции и современность................82
2.2.2 Значение глобализационных тенденции 6 функционировании национальных культур Центральной Азии............................................................99
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ РЕГИОНА.
3.1 Перспективы социокульту и юй динамики центральноазиатского региона...116
БИБЛИОГРАФИЯ:..............................................................151
0~
1
Введение
Актуальность темы исследования
Культура центральноазиатского региона представляет большой интерес для современной социологической науки в качестве объекта изучения процессов межкультурного взаимодействия как многогранного, сложного, противоречивого и динамичного явления. В центре диссертационного исследования - проблема взаимодействия национальных культур в Центральной Азии1, включенных в сложную систему коммуникационных связей, проблема их взаимовлияния в меняющихся условиях современного глобализирующегося мира.
Драматизм и сложность переходных процессов, переживаемых государствами Центральной Азии, демонстрируют противоречивый, крайне неоднозначный характер социокультурного, политического, экономического развития и неопределенность его перспектив. Необходимость исследования межкультурного взаимодействия, формирования государственной культурной политики актуализирует разработку проблем, связанных с перспективами развития центральноазиатских обществ.
Механизмы и формы интеграции в международное сообщество определяется как процессами глобализации, так и особенностями социокультурного пространства национальных государств. Расширяя поле межкультурных взаимодействий, глобализационные тенденции актуализируют проблему сохранения национальных культур. В связи с этим важно исследовать региональные особенности культур, для того чтобы оптимизировать и
1 Центральная Азия - густонаселенная и относительно .модернизированная территория, состоящая из пяти государств. Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. В современной науке термины «Центральная Азия» и «Средняя Азия и Казахстан» используются в качестве синонимичных, так как на рубеже XX - XXI веков обострились терминологические дискуссии в связи с несоответствиями между географическими и геополитическими определениями региона См, например Бжсзинсккй 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы М. 1999 г; Наум кин В.В. Центральная Азия в мировой политике. М. 2005 г.; Джангужин Р.Н. Новые независимые государства Центральной Азии в системе современных международных отношений. Киев. 2005.
2
В постсоветский период истории Центральной Азии влияние русской культуры в регионе значительно ослабло. Это связано с «провальной политикой 90-х годов», ознаменованной «уходом» России из региона, добровольным отказом части российского руководства от зоны ее естественного влияния, со значительным оттоком русскоязычного населения, с усилением влияния Запада. Наиболее видимый результат указанных процессов - переход ряда государств региона на латинскую письменность, политика «дискриминации русского информационного пространства», престиж «западного» и турецкого образования, реализация на территории региона различных вариаций «цветных революций».
Глобализационные процессы, протекающие в регионе в соответствии с ценностной системой неолиберальной модели мироустройства, уже сегодня вступают в острый конфликт с ценностями традиционного общества. Именно поэтому, переходные общества региона, основу которых в значительной степени составляют консервативные конструкции прошлого, по мере неизбежного втягивания в зону интересов Запада обречены на углубление внутреннего конфликта между различными ценностными установками. Внешнюю сторону этого процесса составил подъем исламского радикализма и интенсификация традиционалистских настроений как ответа на глобальные вызовы грядущего развития.
В результате трансформационных процессов в центральноазиатском регионе происходит резкая социальная дифференциация и политико-экономическая поляризация. «Идеологическая» эклектичность социокультурного пространства Центральной Азии прослеживается в разнонаправленных ценностных ориентациях как отдельного индивида, так и различных социальных групп, находящихся на границах культурных систем. Так элита частично сформирована на основе советской номенклатуры,
15
«идеологически» ориентирована на Запад, хотя механизмы элитообразования довольно жестко соотнесены с традиционнами формами бытия. Активная часть населения тесными, прежде всего, экономическими узами связана с Россией (через процессы массовой трудовой миграции), низшие слои региона ориентированы на традиционализм и исламизаиию, которые являются мощными основаниями идентификации.
Слабая структурированность, эклектичность различных ценностных систем центральноазиатского социума, имеющего слабые внутренние ресурсы для осуществления модерн изационных преобразований, препятствуют формированию целостной модели модернизации. Отсюда усиление значения «внешнего фактора» в реализации модернизационных проектов, это: деятельность этнических диаспор, новых элит с западным образованием, также реализация крупными акторами мировой политики различных групп интересов.
Центральная Азия выступает полем столкновения ряда культурных, цивилизационных, политических, экономических проектов, среди которых проект «Великого Турана», «Большой Центральной Азии», идеи исламского Халифата, Евразийского союза. Ни один из перечисленных проектов не был реализован, так как регион не является идеологически однородной социокультурной единицей, а следовательно, отсутствует достаточно мощное идеологическое основание к единению. Однако указанные проекты оказывают существенное влияние на культуры центральноазиатских обществ, тем самым определяя перспективы модернизационных изменений и социокультурную динамику региона.
Апробация работы
Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на кафедре политиологии и социологии Московского педагогического государственного университета.
16