Ви є тут

Ночные клубы как форма организованного досуга: социологический анализ

Автор: 
Адаховская Екатерина Александровна
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
177
Артикул:
193320
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...............................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основания
изучения досуга и клуба.......................................11
1.1. Досуг и свободное время: специфика и функции...............11
1.2. Особенности ночных клубов как формы
I
ор^низованного досуга.........................................52
Глава II. Состояние и функционирование ночных клубов
как формы организованного досуга..............................88
2.1. Специфика и состояние ночных клубов
в современных условиях........................................88
2.2. Факторы, определяющие посещение ночных клубов,
и типология посетителей......................................117
Заключение...........................................................145
Библиографический список использованной литературы...................155
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В постсоветски и период в связи с трансформацией Российского общества коренным образом изменились формы досуга. Разнообразие досуговых потребностей населения сформировало индустрию досуга. В настоящее время существует большое количество формальных и неформальных форм проведения досуга, которые человек выбирает в зависимости от своих потребностей и интересов. Однако их специфика и характер реализуемой деятельности не всегда оказывают положительное влияние на формирование индивида и социальных групп. В этой связи возникают противоречия между удовлетворяемыми потребностями и содержанием досуговой деятельности.
История развития клубного досуга в России начинается с XIX века. Однако, трансформируясь в течение двух веков, клубы XXI века несут на себе отпечаток современной культуры. В современной России клубные формы досуга продолжают оставаться актуальными, но в их пространстве произошла дифференциация, которая порой бывает настолько полярной, что представляется проблематичным сравнение между собой форм досуга, объединенных названием «клуб», например, шахматный клуб, бизнес клуб и ночной клуб.
Функции клубов как формы организованного досуга изменились, вместе с этим изменились ценности и нормы досуговой деятельности, потребности, удовлетворяемые в досуге. Все это актуализирует необходимость теоретического и практического анализа клубов как формы организованного досуга.
Ночные клубы, появившиеся в России в девяностых годах XX века, до сих пор противоречиво оцениваются общественным мнением. С одной стороны, ночные клубы предстают в качестве новой и необычной среды для самовыражения личности. С другой стороны, ночной клуб представляется девиантной формой досуга, связанного с пьянством, употреблением наркотиков и распространенностью случайных половых связей. С этой точки
3
сил у человека, а само время насыщается полезной деятельностью, не противоречащей законам и Божественной морали.
Основной акцент средневековой философии вне зависимости от течения, на наш взгляд, ставился па божественное содержание досуговой деятельности, на освобождение ее от грехов, наполнение деятельностью «во благо Бога». Так, Тит Флавий Климент пишет о том, что «чувственная любовь и пьянство и все гнусные и безрассудные страсти пусть имеют место
где-то, вдали от нас, а не в нашем круге ночные собрания веду г к разгулу,
увлекают к эротическим удовольствиям, собой поощряют бесстыдство»1.
В более позднем русском средневековом поучении «Домосторой» дается практически полное «руководство пользования» жизнью, включая свободное время. В «Домострое» даются советы по религиозным, общественным, бытовым, обрядовым вопросам. Главный акцент при этом священник Сильвестр смешает на духовность и праведность насыщенности свободного времени: «Будь и праведен, и справедлив, и живи в смирении; очи долу опуская, ум к небесам простирай, в молитве к Богу .... скорби о грехах и радуйся в Боге, не будь алчен к пьянству и жаден к обжорству, будь кроток, тих, молчалив...»2. В «Домострое» дается также и подробное наставление по насыщению свободного времени: проведению праздников и приему гостей, взаимодействию с семьей, друзьями и властью.
Средневековая философия, тяготеющая к теологии, определяла содержание свободного времени в соответствии с заповедями Христа. Средневековый человек должен был посвящать свое свободное время в первую очередь молитве и искуплению ipexoB, хождению в церковь и соблюдению праведности. Мы полагаем, что на этом историческом этапе выделяются такие функции досуга, как отдых и духовное самосовершенствование в свободное время.
1 'Г. Ф. Климент. Педагог. Пер. Корсунонского H.H./- 42. <http://antology.rchgi spb ru/Kliment/pcdagog2.lmn>
(24.06.2008).
Сильвестр. Домострой.
<li(tp://hgliltd.yandex.neLyandbtm?url“http%3A%2F%2Fnesiisvet.narod.ru%2Fbookb0/o2Fdomostroy.htm&tcxt=%CJ %BE%EC%EE%FI%F2%F0%r-B%RO > (24.08.2008).
16
Новое время существенно раздвигает Средневековые границы понимания свободного времени и досуга, - «Свобода и досуг... этими двумя вещами я обладаю в полноте и ценю их в такой степени, что в мире нет монарха, который был бы настолько богат, чтобы купить их у меня»1, - говорил Р. Декард.
Этой же позиции придерживался и А. Сен-Симон, который отмечает, что «...одна лишь независимость даст пищу любви к человечеству и стремлению к славе, этим двум сильнейшим двигателям гениального человека. Бели же академик - раб, удивительно ли, что он ничего не творит?»2. По А. Сен-Симону, одно лишь свободное время способно давать человеку возможность для саморазвития. Он также отмечает самопроизвольность выборов, которые человек может осуществлять в свободное время. Однако выбор зависит от самого человека, стало быть, насыщение свободного времени напрямую зависит от духовного и материального потенциала человека, а также от сословно-классовой принадлежности, что немаловажно. Здесь мы видим важность функции саморазвития, самосовершенствования личности, реализуемую в досуге.
Философы Нового времени выделяют положения о необходимости увеличения свободного времени для всестороннего развития личности. Основное предназначение свободного времени теоретики Нового времени видят в творчестве и совершенствовании общественной жизни. Мы можем отметить сходство подхода философов Нового времени с анализом досуга теоретиков греческого направления. Основную их заслугу мы видим в выделении основополагающих компонентов досуга — свободы и добровольной деятельности.
Таким образом, мы делаем вывод о том, что уже в философии Нового времени начинают складываться концепции содержания свободного времени, а также его функционального предназначения.
! Тиранов 11.С Философская афористикл. М.: «Осюжье», 1996.- С. 404
2 Сен-Симон Л Письма женевского обита геля к современникам. ЬНр://га11сгу-ссопот1си5 гиЛ^-15е/са11егу/Ггате Ц^Ып.рНгуреНп&П^-Ут/Баштоп/иогкя/зепчтюп \\3 !\Г&1тц \уогк5.дВ’&пате~кеп$тюп
(1506.2008)
17