Ви є тут

Особенности влияния искусства на менталитет русского человека

Автор: 
Ветрова Оксана Александровна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
193481
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
Глава I. МЕНТАЛИТЕТ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 10
1Л Сущность и структура менталитета........................10
1.2. Взаимосвязь основных структурных элементов в системе менталитета.. .........................................................30
1.3. Особенности менталитета русского человека.............46
Глава 2. ИСКУССТВО КАК СПОСОБ СТАНОВЛЕНИЯ МЕНТАЛИТЕТА. .............................................................65
2.1 Искусство в системе культуры...........................65
2.2 Специфика влияния искусства на процесс формирования менталитета. ....................................................... 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................127
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
137
ВВЕДЕНИЕ
3
Общая характеристика работы.
Актуальность темы исследования.
В условиях движения мирового сообщества к глобализации и интеграции разных народов встает вопрос о выработке способа сохранения национальной самобытности русского народа, его культуры и менталитета. Для этого необходимо осмысление ментальных структур, влияющих на все сферы общественной и индивидуальной жизни людей. Менталитет народа является одним из факторов, воздействующих на ход исторических процессов и реформ, что сегодня особенно актуально для российского общества. Осмысление менталитета дает возможность русскому народу постичь собственную сущность, узнать свою историю, культуру. Постижение менталитета во всем богатстве его проявления базируется на широком фундаменте интеграции многих видов знания. Социологический анализ данного феномена дает научную основу для прогнозирования поведения русского народа и его отдельных представителей в различных ситуациях.
Свободный доступ к ценностям других культур, а иногда их навязывание, приводит к тому, что они внедряются в сознание и вызывают изменение мировоззрения и поведения индивидов, блокируя проявление изначальных ментальных характеристик. Поэтому существует проблема не только выявления сущности менталитета, но и определения способов его преобразования.
Поиск этих способов необходимо осуществлять, прежде всего, в рамках национальной культуры. Наука, религия, искусство, мораль, образование, средства массовой коммуникации составляют основу культуры. В данном исследовании мы опираемся на искусство как инструмент формирования менталитета, так как оно позволяет судить о ряде причин и способов формирования того или иного менталитета, о технологиях, с
14
«призвано восполнить упрощенную модель сознания, в которой господствующим центром выступает рациональность, к тому же смоделированная по образцам инструментального и целерационального действия» [131, с. 80J. Оно охватывает не только знание, мировоззрение, идеологию, но и; эмоционально-образные, духовно-ценностные представления. И.К. Пантин подчеркивает его массовый характер, обусловленность исторической судьбой народа, определенную предзаданность [154]. Л.С. Ахиезер делает акцент на динамику понятия как основного функционального качества. Менталитет - это «устойчивый изоморфизм, присущий культуре», и «особый способ организации, структуры освоения, осмысления через систему основополагающих ценностей» [17, с. 189]. В таком понимании важно, что это социальный продукт, который базируется на изменении мыслительных характеристик индивида под воздействием меняющихся характеристик деятельности.
В рамках психологического подхода можно отметить работы К.А. Абульхановой [2], A.B. Брушлинского [32], Л.М. Смирнова, И.Г. Дубова [74]. В работах последнего содержится попытка систематизации психологических воззрений на выработку адекватной дефиниции. По мнению Дубова, «менталитет—это некая интегральная характеристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него» [132, с. 10]. А.П. Бутенко и Ю.В. Колесниченко полагают, что менталитет - эго «определенное социально-психологическое состояние нации, народности, народа, граждан, запечатлевшее в себе результаты длительного и устойчивого воздействия этнических, естественногеографических и социально-экономических условий проживания субъекта менталитета» [35]. Эта точка зрения отражает специфическое влияние совокупности внешних обстоятельств на социальный субъект, обнаруживающееся в индивидуальных подсознательных реакциях. Специфика психологического подхода состоит: во-первых, в раскрытии
менталитета как характеристики индивидуального сознания; во-вторых, в рефлексии индивидуумом окружающей реальности как основной способ ментального проявления; в-третьих, в подчеркивании роли, которую играет культура в данной среде как основополагающий фактор, формирующий менталитет.
Понимание менталитета в антропологии неоднозначно, - с одной стороны, эго характеристика индивидуального мышления, и в этом смысле менталитетом является долговременное состояние человеческого поведения. Однако, с другой стороны, подчеркивается, что сознательная рефлексия и мыслительный процесс не предстают ментальной основой. Важны неосознаваемые элементы, присутствующие в виде коллективного образа мысли. Антропологи фиксируют постоянство менталитета, его статичность, но вместе с тем - необходимость его изменчивости, так как он механизм, определяющий реакцию на окружающий мир. В терминологии антропологов менталитет выражается через понятие всеобщей установки, связанной с поведенческими характеристиками, одновременно не зависящей от сознательной рефлексии. Иными словами, менталитет может быть понят как система прочных стереотипов, поскольку с необходимостью отражает определенные статичные свойства социального типа, сложившиеся в процессе практики.
С точки зрения социологического подхода, специфика менталитета заключается в понимании его как феномена больших общественных групп (в нем тесно переплетаются личностное и социальное), позволяющего рассматривать коллективное выражение социальных архетипов как одну из эмпирически изучаемых сторон менталитета. Социологически социальный архетип можно интерпретировать в терминах мотивации, установок, обусловленных личностными ценностными ориентациями.
Л.А. Вилков анализируя многочисленные определения понятия менталитета, приходит к выводу, «несмотря на различные акценты и смысловые оттенки, их объединяет определенная внеисторичность и