Ви є тут

Социализация личности в условиях культурно-образовательного пространства школы искусств

Автор: 
Лабунская Валентина Ивановна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
193778
179 грн
Додати в кошик

Вміст

*г СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ .................................................................. 3
ГЛАВА I. ДУХОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В
ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ.............................. 18
1.1. Анализ социальных проблем духовного развития личности................................................ . 18
1.2. Духовные аспекты социализации детей и подростков... • ■ 28
ГЛАВА И. '■ .СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОЦЕССОВ
ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРНО- 46 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ '
2.1. Трансляция этической культуры и нравственное воспитание.. ' 46
2.2. Гуманитаризация познания и интеллектуальное развитие 60
2.3.. Развитие эстетических, художественно-творческих '
способностей .....* ‘ 74
^ ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
• ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ ИСКУССТВ . 9!
3.1; Коммуникативное пространство школы искусств.................91
3.2. Культурно-образовательный проект школы ................... 108
3.3. Формирование ценностных установок подростков в процессе преподавания отдельных спецкурсов.......................... 119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................... 137
ф ЛИТЕРАТУРА................. :.....л.................................. 153
Приложение 1 Образовательный проект "Создание культурно-
образовательного пространства как условие духовного
развития личности1' ;.....................;............... 159
Приложение 2 «Диалог культур» как инновационный проект и как
технология, создаваемая в проектном движении......... • 178
Приложение 3 Анализ результатов социологических . исследований
. •. деятельности экспериментальной площадки в рамках
проекта .• «Создание культурно-образовательного
•• пространства как условие духовного развития личности».... 183

2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. В России на протяжении многих десятилетий, в течение которых сформировалось не одно поколение сограждан, наше общество было .лишено традиционно питающей мораль духовности и не раз оказывалось нравственно дезориентированным. Результатом • социальных катаклизмов XX в. стало насильственное разрушение системы высших надличностных гуманистических ценностей, определяющих цели, идеалы и смысл как социального, так и личного бытия. Как следствие, чрезвычайно снизилась ценность человеческой личности, духовные основы социальной жизни оказались поколебленными, а состояние нравственности в годы реформ приобрело кризисные черты.
Духовно-нравственный кризис острее проявляется в контексте противоречивых социально-политических событий и теснейшим образом связан с культурой, ее социальными состояниями и проявлениями. ■
Под влиянием процессов идеологизации всей системы культурного производства советского общества отечественное духовное сознание подверглось колоссальной деформации, изменив взаимоотношения между поколениями, структуру быта и элементарные нормы морали. Не меныггий кризис впоследствии вызвала политика деидеологизации, обусловившая духовный контекст революционных общественных перемен 1990-х гг. Совершенно особое, во многом негативное, влияние он оказал на молодежь, потерявшую твердые морально-нравственные ориентиры в ' процессе становления личности и ее социальной адаптации.
Известно, что духовные ценности закладываются в период первичной социализации, при этом неизмеримо важна роль социальных институтов, способствующих этому процессу. Современная семья в реализации ценностно ориентирующих функций по отношению к детям и подросткам невольно накладывает на ишрупповое духовное производство ограничения прагматического и индивидуалистического характера в соответствии с логикой процессов собственной социальной адаптации. Поскольку духовная
Глава 1. ДУХОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Понятие духовности связано с религией, философией. В силу своей «неоперациональности» оно практически не используется в конкретно-научных исследованиях различных сфер человеческой деятельности.
Л.П. Буева выделяет культурно-антропологический контекст у потребления этой категории. Понятие «духовность» можно использовать при характеристике внутреннего субъективного мира человека как «духовного мира личности». Какие критерии могут определить его наличие, тем более развитие? Следует ли считать "разум, рациональность, культуру мышления, качество знаний содержанием духовности, а образование - путём его обретения"?3 Акцентирование этих свойств и принятие такой модели их присвоения было характерно для просветительского, рационалистского подхода. Однако трудно согласиться с тем, что на пути по-предметного обучения наукам духовность и формируется.
Сфера духовности по содержанию значительно шире того, что связано с рациональностью. Нельзя определить эту область и как культуру переживаний и чувственно-волевого освоения человеком мира.
' 1.1. Анализ ощиалыиых проблем духовного развития личности
В культурно-антропологическом . контексте понятие «духовность», необходимо при определении тех ценностей, на основе которых решаются смыспожазненные проблемы, выражающиеся для каждого человека в смысле «вечных вопросов» бытия. Кто я, зачем пришёл в этот мир, каково моё место в нём, каков смысл моей жизни, на основании каких ценностей я должен определить цели и смысл моей деятельности, выбрать' средства их
3 Буева Л.П. Духовность, художественное творчество, нравственность, (материалы "круглого стола"). // Вопросы философии, №2,1996, стр.З.
18 *
достижения и оценить её результаты, каким образом я могу усовершенствовать мою личность? На пути их решения осуществляется духовное восхождение личности.
Здесь становится главным не обретение разнообразных знаний, а их смысл и цель. Соответственно и духовность - это проблема обретения смысла. Духовность становится показателем существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов, где концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком. Путь духовного развития может интерпретироваться как восхождение к «истине, добру и красоте».
Если определить «мир человека» как состоящий из двух ипостасей -«человек в мире», где он живёт и действует, и «мир в человеке», его субъективный процесс осмысливания и переживания своего бытия и взаимоотношений с миром вещей, то можно предположить, что между этими мирами существуют напряжённые и противоречивые отношения. Если «первый» мир достаточно широко исследуется в разных видах научного знания, то «второй» - субъективная реальность - во многом неисследованная сфера. Такая дисгармоничность закладывает ряд противоречий в процесс создания человека как духовного существа. В таком контексте духовность есть интегративное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия.
В процессе обретения ■ смысла знания и ценности личностно
переживаются. Переживание судьбы дает энергетическое, динамическое
начало поиску знаний и ценностей. Поэтому содержание «духовности», как
определённого качества человеческого бытия интегрируют мысль, знание и
чувствопереживанне с действием - поведением. Проблема духовности
становится проблемой «жизнетворчества». Внутренней основой
самоопределения личности в этом процессе становится совесть. Совесть
категория нравственная, и нравственность является определителем духовной
19