Ви є тут

Семья как фактор формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения

Автор: 
Часовская Людмила Александровна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
193560
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................- 2 -
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ 20
IЛ .Теоретический анализ места и роли семьи в социокультурной реальности 20
1.2. Ценностные ориентации в структуре социокультурной реальности 44
1.3. Подрастающее поколение как носитель семейных ценностей.66
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ НА
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ..............................88
2.1. Механизмы становления ценностных ориентаций подрастающего
поколения в условиях изменяющихся функций семьи.............88
2.2 Основные направления государственной политики стабилизации семьи как
фактора формирования ценностных ориентаций молодежи........122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................153
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...................................157
Приложения................................................171
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современный период российской действительности характеризуется радикальными преобразованиями всех сфер общественной жизни, который затронул и российскую семью. Сущность его проявляется в переносе центра тяжести в системе взаимодействий «социум-семья-индивид» с общества на индивида. Такая переориентация ведет к изменениям в массовом сознании и поведении, когда на первый план выходят развитие и удовлетворение индивидуально-личностных потребностей отдельных представителей семейной общности. В своем современном виде семья начинает существовать как ради себя самой, так и ради каждого из своих членов. На протяжении всей своей истории семья служила в большей степени обществу, чем индивиду. И только в наши дни семья как малая группа становится фактором, жизненно необходимым для отдельной личности и особенно для детей. Это позволяет ей взять на себя ответственность за происходящее, в частности за формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения.
Вместе с этим семья в известной мере выходит из-под социального контроля и становится в определенном смысле самодостаточным элементом социокультурной реальности. Иерархия соподчиненности взаимосвязи «общество - семья - индивид» приобретает противоположное содержание: «индивид - семья - общество». В связи с этим трансформационные процессы семьи как среды, призванной стать фундаментом формирования и развития интересов, потребностей, ценностей индивида-личиости, актуализируют как научный, так и практический интерес к проблемам современной семьи.
Актуальность семейной проблематики обусловлена также тем, что в результате трансформации система образования, которая традиционно в советском обществе занималась формированием ценностных ориентаций подрастающего поколения, утратила воспитательную функцию. Это привело к возрастанию роли российской семьи как той социокультурной среды, в которой концентрируются функции воспитания и социализации. Семья в ситуации
семейной и подростковой среде, могут быть использованы в практике психологического и брачно-семейного консультирования.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь и будущая Россия» (г. Москва, 2003 г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Особенности постсоветских трансформационных процессов» (г. Пенза, 2004 г.). Материалы исследования включены в спецкурс «Современная российская семья», который читается студентам Ставропольского государственного педагогического института.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре политологии и социологии Ставропольского государственного университета.
По теме диссертации опубликовано 4 работы общим объемом 1 п. л.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем работы 210 страниц. Список литературы включает 208 наименований, в том числе 14 - на иностранных языках.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Ы.Теоретический анализ места и роли семьи в социокультурной
реальности
Семья играет огромную роль в воспроизводстве и социализации молодого поколения. Именно здесь передается опыт, традиции, обычаи от старшего поколения к младшим, именно здесь получает молодое поколение представления о мире, вбирает общие ценности и начинает ориентироваться на общепринятые стандарты. Человек и семья образуют социокультурную среду, которая формируется под воздействием культуры, принятых норм и стандартов поведения в данной социокультурной реальности.
Социальная и культурная жизнедеятельности общества представляют собой особый тип - социокультурную реальность. Структура социокультурной реальности определяется типом социального субъекта и характеризуется определенными сферами и формами своего существования. Так, В. С. Барулин в качестве основных форм выделяет материально-производственную, социальную, политическую и духовную. Каждая из этих форм соотносится с определенным социальным пространством субъекта и с особым показателем, по которому она отличается от других1. Социокультурное пространство связано с социокультурным временем, которое представляет собой последовательность событий жизнедеятельности социального субъекта в данной социокультурной среде. Причем это время представляет собой процесс, где происходит трансформация как социального субъекта, так и социокультурной среды обитания. Это проявляется в виде создания социальным субъектом новых объектов материальной и духовной культуры, а также преобразования самого субъекта. По отношению к семье как к социальному субъекту можно сказать,
1 Барулин В. С. Диалектика сфер общественной жизни. - М., 1982.- С. 27 - 30.