Ви є тут

Роль прессы в трансформативном воздействии молодежных субкультур на массовую культуру современного российского общества

Автор: 
Воронина Светлана Алексеевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
186
Артикул:
193645
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................... 3
Глава I. Роль молодежи в культурных трансформациях общества
1.1. Молодежь - источник социокультурных трансформаций................. 14
1.2. Оппозиционность и протестный характер молодежных субкультур.
Понятие контркультуры.................................................. 31
1.3. Молодежные формальные и неформальные организации.................. 51
Глава II. Средства массовой информации как канал распространения неформальной молодежной культуры
2.1. Средства массовой коммуникации и пресса в массовой культуре, их социокреативная и социотрансформативная функции....................... 77
2.2. Место и функции прессы в системе средств массовой коммуникации.. 95
2.3. Анализ представленности неформалитета в алтайской прессе........ 104
2.3.1. Методика и техника изучения образа члена неформальной группировки как представителя молодежной субкультуры................. 107
2.3.2. Характеристика образа члена неформальной группировки как представителя молодежной субкульутры в газетной прессе Алтайского края... 118
2.3.3. Трансформативное воздействие молодежной субкультуры на язык
современной алтайской газетной прессы................................. 131
Заключение............................................................ 144
Список литературы.................................................... 150
Приложения........................................................... 167
3
Введение
Актуальность исследования. Обращение к социологическому анализу роли прессы в трансформативном воздействии молодежных субкультур на массовую культуру современного общества вызвано, прежде всего, теми социокультурными процессами и изменениями, которые происходят в России. Информационное общество бросает вызов человеку, его нравственным и творческим силам, его приспособляемости к новому типу социальной коммуникации, порождает новые формы обществ и новейшие формы коммуникативного взаимодействия. Современный человек постоянно находится под воздействием событий, изменяющих его отношение к культурным ценностям и приводящих к формированию такого сообщества, которое отличаегся другой системой ценностей, другими формами поведения и социальными институтами.
Одним из основных субъектов новых отношений и главным субъектом культурной преемственности является молодежь. Её настроения, самочувствие -это своеобразный барометр, измеряющий общий социально-психологический и культурный климат в обществе. Сложившиеся в молодости идеалы и ценности становятся мировоззренческой основой зрелой личности. Молодежные субкультурные объединения как важное культурное массовое явление стали фактом современной социокультурной реальности и привели к изменениям в общественном сознании.
В связи с этим перед исследователями стоит задача не только фиксации происходящих в обществе культурных перемен, но и выработки концепций и теоретических схем, при помощи которых можно было бы объяснить характер влияния молодежных субкультур на происходящие процессы. Анализ роли прессы в воздействии молодежных субкультур на массовую культуру современного российского общества требует тщательного осмысления. В
18
мировоззрения в их жизни, их религиозного развития, типов молодежного жизнеощущения (Lebensgenihit), определяя юность, молодость как один из основных этапов формирования личности.
Американский ученый Г.Стэнли Холл определяет юность как «второе рождение» человека, это период бунта («бури и натиска»), он наполнен стрессами и конфликтами, доминанты этого периода - нестабильность, энтузиазм, смятение. Стэнли Холл, описывая амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделяет 12 антитез-противоречий, между которыми колеблется юность: чрезмерная активность сменяется упадком сил, неистовая веселость -унынием, самоуверенность - застенчивостью и трусостью, стремление к высокому - низменными страстями, общительность - потребностью в уединении и т.д. Стэнли Холл отмечает, что альтруизм и эгоизм в этом возрасте постоянно переходят друг в друга, живая любознательность легко сменяется «умственным равнодушием и сумасбродством», активность образного восприятия контрастирует с тягой к абстрактным рассуждениям.
В итоге содержание периода юности представлено американским исследователем как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает чувство индивидуальности.
Немецкий ученый Карл Гроос объясняет стремление молодежи к радикализму, противостоянию, к духовной борьбе с позиции воздействия «социальных тенденций».
Таким образом, будучи частью культурного целого, молодежь в силу специфики возраста (психофизиологические особенности, социальное положение) стремится к инновациям в культуре. Кроме того, молодежь, в силу особенностей своего возраста, является одним из главных источников социокультурных трансформаций, которые происходят в обществе.
19
Российский ученый И.М.Ильинский считает, что молодежь - это часть общества, тесно связанная с идеей зависимости от него. Молодежь исключена из процесса распределения продуктов производства этого общества, не обладает личной самостоятельностью в принятии решений, касающихся её жизни. Помимо этого, в любом обществе перед молодыми людьми стоит проблема выбора профессии, жизненных планов, молодые решают проблему нравственного и духовного самоопределения. И.М.Ильинский рассматривает молодежную проблематику в национально-особенном и в глобальном контекстах. «Человечество оказалось на грани всеобщего кризиса и всеобщей катастрофы по многим причинам, но самым угрожающим фактом стали образовавшиеся «ножницы» между темпами развития культуры материальной и культуры духовной... Деградация человеческого духа, разрушение человеческой души -важнейшая из глобальных мировых проблем. Чтобы выжить и сохранить себя на планете, человечеству придется оздоровить старые и найти новые ценности, утвердить новую парадигму жизни, новое мышление, новые правила общежития, новую мораль и нравственность» [59, с.4-6]. В связи с этим И.М.Ильинский предлагает современному обществу открыть молодежь как субъект истории, как исключительно важный фактор перемен, как носителя новых идей и программ, как социальную ценность особого рода. Трансформирующееся общество особенно остро нуждается в новаторстве, сокращение молодежи означает автоматическое «старение» общества и, как следствие, нарастание в нем объема консерватизма. «Нарастить инновационный материал способны только молодые» [60, с.214]. Отрицая ценности отцов, молодые предлагают обществу свою новую культурную парадигму, которая формируется в молодежных субкультурных объединениях.