Ви є тут

Метафизическая природа счастья в реальности человеческой судьбы

Автор: 
Анисимова Марина Николаевна
Тип роботи: 
Дис. канд. филос. наук
Рік: 
1997
Артикул:
1000194659
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ_________________________________________________ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМЫСЛА СЧАСТЬЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ 13
§1.ДОЛЯ КАК АРХЕТИПИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЧАСТЬЕ 13
1. Гносеологические сх:нования поиска счастья 13
2.ДОЛЯ КАК АРХЕТИП СЧАСТЬЯ 25
§2 Трансформация представлений о счастье в пределах Доли. 35
1. Человеки мифическая Доля 37
2. Человек и его доля: появление понятия счастья и развертывание его
культурных смыслов в ситуации открывшего свою отличность человека 44
3. Человек в конфликте с внешней судьбой (Долей) 56
ГЛАВА 2.СЧАСТЬЕ КАК СОПРИЧАСТНОСТЬ БЛАГУ 63
§1 Сопричастность благу - норма и принцип человеческого существования 63
1 .Наличие противоречия в постановке вопроса о счастье 63
2. Предварительные штрихи к определению счастья 64
3. Момент сообразности иной, отличной от себя цели,
входящий в понятие счастья 70
4. Счастье - этическое понятие 78
5. Счастье - не этическое понятие 81
6. Благо как абсолютная ценность 83
7. Онтологическое обоснование счастья как сопричастности 88
§2. Судьба и достоинство: опыт сопричастности 106
1. Определение и характеристика судьбы как
действительности субъективного 106
2. Внутренние коллизии судьбы: диалектика далекого и близкого 114
3. Удостаивание истины в опыте живого знания 120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
133
Введение
Актуальность темы исследования. Ситуация, сложившаяся в современный период - состояние кризиса, выражающегося во всеобщем обособлении и отчухще-нии. Растущее взаимное непонимание становится фактом человеческого бытия, естественным положением “разумного" существования. Человек, завоевавший природу, обустроившийся со всеми удобствами в ней, бытийственно оказался отброшенным, выхваченным из уверенности самоуспокоенного сознания, человек столкнулся с сущностными переживаниями одиночества в мире, безучастности, утраты смысла. “Завоеватель" устал в борьбе с созданными собою же фантомами -ложными статусами человеческого бытия. Обнаженная безысходность положения пугает и вызывает недоверие человека к самому себе.
Те же проблемы переживает и современный россиянин. Россия, уставшая от социальных потрясений, расколотая изнутри, кажется, навеки погруженная в пучину несчастий, не видит путей обретения себя, своей духовной целости. Быть счастливым сегодня россиянину представляется или “очень простым" (индивидуалистическая трактовка максимального насыщения потребностей ), или “невозможным" для человека, “недостойным” его. Но то и другое не дает возможности радостно пребывать в мире, чувствовать гармоническую связь со всем живым. Нарушенные связи (культурные, социальные, коммуникативные) вызывают необходимость вновь осмыслить жизненно важные ценности, к которым относится категория счастья.
Современность ставит перед фундаментальной наукой вопросы: как выйти из ситуации отчуждения, всеобщей дистанцированности, как одолеть боль внутреннего отсутствия, т.е. не-присутствия, непричастности бытию? Сейчас нельзя не
13
...Я, радостный, приветствовал радующегося радостно.
Сковорода. Из писем Ковалинскому.
Глава 1. Определение смысла счастья в контексте культуры
§1.Доля как архетипическое представление о счастье
1. Гносеологические основания поиска счастья
Разговор о счастье, обозначенный при первоначальном тематическом замысле, был задуман в строгой методологической направленности категориального определения. Что возможно только благодаря четкости предметной ориентации. Но то, что в настоящем исследовании определяется как предмет - значимые единицы бытия человека, - не способно оставаться в рамках привычно понимаемого “предмета”. В процессе работы происходила "ломка" самого представления о предмете и, стало быть, способе его познания. Неубедительным оказалось требование отвлечения научно состоятельного анализа от экзистирующей субъективности познающего. Претензия научного описания на точный теоретический результат (дефиниция понятия) выявляет экзистенциальную антиномичность. Предмет познания оборачивается беспредметностью, поиск логического конца - бессмыслицей и констатацией потаенности смысла. Понимаешь, что при строго рациональном описании предмета что-то ускользает, и ускользает самое важное...
14
Перед автором встала задача - найти метод, устраняющий однозначность результата, теоретическую поверхностность и жизненную неправоту формальнодескриптивного анализа. При внимательном размышлении о значимых для человека вещах на вербальную поверхность стали всплывать слова, долгое время дремавшие в омуте забытых наукой слов. Формально-дескриптивный анализ оперирует чисто рациональными понятиями, где символическое выражение отброшено на периферийный план, и таким образом снято проявление в слове жизненной стихии. Необходимо найти метод, в котором слово было бы воссоздано в своем смысловом единстве как “умно-символическая энергия сущности”, как “максимальное напряжение осмысленности бытия вообще".1
Всеобщие человеческие ориентиры, к которым относится счастье, есть творческое осмысление явлений человеческого существования, выражение того смысла, который содержится в общей ткани бытия и может быть обнаружен в бытии длящемся, в бытии современном.
Размышление о напряженности человеческой реальности (“удела человеческого") привело к поиску исходных позиций познания внутри этого напряжения, к нахождению твердой почвы гносеологических оснований изнутри незавершенности становления. Счастье индивида - в материале самой жизни как становления-состояния. Следовательно, основной вопрос, который следует разрешить: как познать становящееся и при этом уловить в этом становлении его неизменный смысл? Абстрагирование понятий от жизненного процесса не принесет пользы. Будучи желательным или долженствовательным состоянием, счастье не возвышается над жизнью, не отвлекается от нее, а вытекает из нее. Жизнь задает крите-
1 Лосев А.Ф. Философия имени//Лосев А Ф. Бытие-имя-космос. - М..1993.-С.743,746.