Ви є тут

Место и роль христианской этики в формировании духовно-ценностных ориентаций молодежи

Автор: 
Столяров Игорь Николаевич
Тип роботи: 
Дис. канд. филос. наук
Рік: 
1996
Артикул:
1000154089
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение..................................................3
Раздел I. Понятие ценностей в философии и социологии . . .16
Раздел II. Нравственные ценности христианской этики и
духовное развитие личности........................47
Раздел III. Особенности духовно-ценностных ориентаций современной молодежи (анализ результатов социологического исследования)............................87
Раздел IV. Образование как фактор формирование духовноценностных ориентаций молодежи............................118
Заключение.................................................148
Список литературы.........................................152
3
Введение
Диссертация посвящена исследованию духовно-ценностных ориентаций молодежи и определению места и роли христианской этики в формировании этих ориентаций. Актуальность темы исследования определяется значимостью процессов социальных изменений в нашей стране в последние два десятилетия XX века. Переход России к иному состоянию общества осуществляется, с одной стороны, через стремительную дезинтеграцию общественных групп и институтов, утрату личностной идентификации с прежними социальными структурами, ценностями и нормами, а, с другой - через кристаллизацию новой системы ценностей. Это находит отражение не только в распаде прежнего ценностного видения мира, но также в активном поиске, столкновении вновь возникающих различных ценностных систем, характеризующих вероятностный ход перспективного общественного развития. Именно это сочетание ценностной дезинтеграции общества и практического апробирования противоречивых систем новых ценностей характерно для современного этапа развития нашего общества. Оно проявляется как на личностном, так и на групповом уровнях.
Особенно неопределенными, размытыми и неустойчивыми являются ценностные позиции современной молодежи. Неустойчивость и размытость ее ценностных позиций проявляется в агрессивно-депрессивном поведении некоторых групп молодежи, в нервозном восприятии разнообразных явлений действительности, в грубости и невежестве по отношению к старшим, в совершении различного рода преступлений и других формах девиантного поведения.
С другой стороны, как свидетельствуют результаты социологических опросов, проводимых в различных регионах России у молодых людей существует обостренная потребность в идейной определенности, в понимании основных стратегических целей развития общества, в главных
15
2. Духовная константа образования и воспитания молодежи (Вуз и школа: новые направления взаимодействия. - Материалы региональной конференции (Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г.Белинского). - Пенза, 1995. - Ч.П. -С.13-15.
3. Духовно-ценностные ориентации молодежи в условиях нестабильного общества (Проблемы социализации в нестабильном обществе; - Материалы Всероссийского научно-практического симпозиума (Пензенский государственный педагогический университет им.В.Г.Белинского, Пензенское отделение академии социальных наук). -Пенза, 1995. -4.1 - С 40-43.
4. Духовные ценности и устойчивость социальной системы (к проблеме преподавания наук об обществе) (Вуз и школа в новых условиях общественного развития России. - Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Пензенский государственный университет им.
В.Г.Белинского). - Пенза, 1996. - Ч. С. 164-166.
5. Образование (Социология: учебное пособие. - Пенза, 1995. - С.47-
51.
Основные идеи диссертации докладывались на Всероссийском семинаре симпозиуме “Проблемы социализации в нестабильном обществе” (октябрь 1995г, г.Пенза); на Региональной научно-практической конференции “Вуз и школа: новые направления взаимодействия “ (Пенза, 1995); на Всероссийской научно-практической конференции “Вуз и школа в новых условиях общественного развития России” (Пенза, 1996).
16
Раздел I. Понятие ценностей в философии и социологии.
Изучение места и роли христианской этики в формировании духовноценностных ориентаций молодежи невозможно, на наш взгляд, без ретроспективного анализа проблемы ценностей в отечественной литературе, так как, опираясь на него, возможным становится целенаправленный поиск современной интерпретации ответов на такие вопросы как, например, что понимается под “ценностями”, “духовноценностными ориентациями”, какое место в них занимают религиозноэтические ценности и какова их роль в духовном становлении личности молодого человека. Это также делает необходимым обоснование научных подходов, с помощью которых возможно было бы по-новому взглянуть на “старые” проблемы.
Аксиология как особая ветвь философии сложилась в конце прошлого в начале нынешнего столетия в трудах Р. Г. Л отце,
B.Виндельбанда, Г.Риккерта и др. Затем получила развитие в трудах австрийских ученых А.Мейнонга, Х.Эренфельса, в сочинениях представителей немецкой феноменологии (М.Шелер, Н.Гартман и др.), в работах известных социологов - Э.Дюркгейма, М.Вебера, в середине нашего века и в настоящее время в трудах немецких, английских и американских ученых (О. Краус, Р.Рейнингер, В. Крафт, Г.Штоффер, Р.Лаутман, Р.Б.Перри, С.К.Поппер, Г.Беккер, Д.Дьюи, К.Лыоис, Т.Парсонс и др.). Работы этих и других авторов в последние десятилетия стали известны и у нас. “Но едва ли будет преувеличением сказать, - пишет
C.Ф.Анисимов, - что эта литература и сейчас известна лишь узкому кругу специалистов” (10.с.35).
В отечественной науке общая теория ценностей стала объектом исследования сравнительно поздно, если не учитывать религиозную аксиологию, развиваемую русскими религиозными писателями и философами: Н. А. Бердяевым, Ф. М. Достоевским, Н.О.Лосским,