Ви є тут

Ислам в поликультурном Северо-Кавказском регионе: социологический аспект

Автор: 
Кошева Светлана Владимировна
Тип роботи: 
социологический аспект
Рік: 
2005
Артикул:
193773
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание:
Введение............................................................3
Глава 1. Научно-теоретическое обоснование происхождения и социальной сущности ислама и шариата..........................................16'
1.1. Концепции возникновения н распространении ислама...............16
1.2. Шариат как основной законодательный регулятор жизни мусульманской общины................................................36
1.3. Доисламские верования в сознании и поведении мусульман.........51
Глава 2. Эволюция ислама в условиях секуляризации общественной жизни Северного Кавказа...................................................66
2.1. Социально-нравственные идеалы ислама в современной практике мусульман Северного Кавказа.........................................66
2.2. Ислам как действенное средство регулирования политической активности масс, обеспечения социальной справедливости в обществе....93
2.3. Религиозный экстремизм и его проявления в условиях
иоликультурного Северного Кавказа.................................108 .
Заключение.........................................................130
Список литературы..................................................140
Приложение........................................................1-УГ
Введение
Сегодня ислам, по данным Всемирной исламской конференции, в мире насчитывается около 1 млрд. 300 млн. мусульман. Мусульманские общины имеются более- чем 120 странах мира. В 35 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах последователи ислама представляют влиятельное меньшинство. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. Достаточно большая община (от 15 до 20 млн. чел.) мусульман исторически проживает на территории России.
Актуальность темы исследования в контексте мировой и отечественной социологии бесспорна. В современном мире большое внимание уделяется исламу. Западное религиоведение стремится рассматривать исламские страны как единое целое, в основе которого лежит общность религии. Согласно концепциям ряда европейских и американских ученых, причины широкого распространения и усиления влияния мусульманской религии кроются в ее способности влиять на все сферы жизни этих стран с учетом меняющейся обстановки.' Безусловно, нельзя не отметить специфику ислама как религиозной системы, которая адекватно отражает эпоху.
Возрождение ислама'в России началось с конца 80-х гг. в связи с переменами политической жизни страны. В 90-е гг. во многих регионах компактного проживания мусульман РФ открылись мусульманские учебные заведения начального, среднего и высшего звена. Сотни верующих совершают ежегодно хадж в Мекку и Медину. С 2003 г. по Московскому радио началась ежедневная передача «Ватаным» (Родина).
своей основе идеологические нормы конкретного общества в каждой исторической эпохе.
2) На современном этапе развития мусульманского мира наблюдается усиление влияния ислама на все сферы жизни и его признание на территориях традиционного распространения ислама в нашей стране, в частности, на Северном Кавказе.
3) Основными правовыми и духовными нормами жизни всех мусульман, по-прежнему, остаются Коран и Сура. На их основе создаются конституции мусульманских стран и другие законы общественной жизни. Но часто своеобразная трактовка тех или иных Сур Корана является лишь способом укрепления легитимных правящих режимов.
4) Ислам, как и другие мировые религии в современном мире, призван оздоравливать общественные отношения. Ислам это не только имам (вера), но и дуния (жизнь), и способ их разумного сочетания, гармонии. В генезисе ислама фиксируются такие духовные образы, которые и по сей день, остаются непревзойденными и составляющими общечеловеческой культуры.
Теоретическая и практическая значимость диссертации заключаются в том, что на основе социологических выводов, а также обобщения и систематизации всей социальной информации об объекте и предмете исследования, предложены:
1)новые аспекты анализа влияния ислама на духовную и общественную жизнь мусульманского мира;
2)рассмотрена эволюция ислама в условиях секуляризации общественной жизни Северного Кавказа;
3)показаны особенности проявления исламского экстремизма в мире и на Северном Кавказе в частности.
15
Практическое значение исследования состоит в возможности применения теоретических выводов и результатов работы в различных сферах взаимодействия органов государства и этнических обществ, а также в учебном процессе.
Апробация результатов исследования
Основные идеи и положения диссертации докладывались на научно-практических конференциях в гг. Белгороде (1998г.), Самаре (2001г.), Махачкале (2001г.), Пятигорске (2001г.), Пензе (2001г.), Ставрополе (2002г.), Майкопе (2005г.), а также обсуждались на кафедре философии и социологии АГУ, кафедре социологии СевКав ГТУ и кафедре гуманитарных и социологических наук СКИ БУПК.
Результаты исследования включены в учебные пособия, методические разработки и используются в учебном процессе в Ставропольском кооперативом институте Белгородского университета потребительской кооперации.
Объем и структура работы
Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы. Объем диссертации составляет 160 страниц. По теме работы опубликовано двенадцать статей, что составляет около семи печатных листов.