Ви є тут

Социологический анализ потребления в работах Ж. Бодрийяра

Автор: 
Папушина Юлия Олеговна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
153
Артикул:
195073
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение..............................................................3
Глава 1. Социологические воззрения Жана Бодрийяра....................15
1.1. Теоретические истоки концепции Жана Бодрийяра...............15
1. 2. Симулятивный проект Жана Бодрийяра...........................21
1.2. 1. От эпохи Возрождения до наших дней: четыре фазы развития знака - четыре этапа истории общества.........................21
1. 2. 2. Симуляция и воображаемое................................43
Выводы.............................................................. 51
Глава 2. Потребление в работах Жана Бодрийяра: систематизация и прояснение основных понятий..........................................53
2. I. Критика политической экономии - критика капиталистического общества 60-х гг. XX в........................................53
2.2. Мобилизация и потлач -две стороны одного потребления........64
2.3. Общество потребления в зеркале смыслов и представлений......70
2.4. Знаковая меновая ценность вещи: определение и механизм
формирования.....................................................76
2. 5. Мифы общества потребления: содержание и функции............81
2. 6. Потребление в зарубежной литературе 1960-х и 2000-х гг.....89
Выводы.............................................................. 97
Глава 3. Смыслы потребления в СССР и в постсоветской России: сравнительный анализ.................................................99
3. 1. Идеология потребления в СССР: дискурс и факты.............101
3. 2.«Запад» и «столица» - ключевые образы советского потребления.. 112
3. 3. «Деньги» - ключевой образ постсоветского потребления.......121
3. 4. Особенности образа потребления в постсоветской литературе 128
Выводы..............................................................132
Заключение..........................................................134
Список литературы..................................................136-
Приложение 1. Биография Ж. Бодрийра.................................150
Введение.
Диссертационная работа посвящена исследованию творчества современного французского мыслителя Жана Бодрнйяра (20. 07. 1929 - 06. 03. 2007).
Актуальность работы. Выбор данной темы обусловлен двумя обстоятельс твами. Первое - важность идей Жана Бодрийяра для современной социальной теории. Они оказали влияние на такие отрасли социального и гуманитарного знания, как исследования потребления, культуры, масс-медиа и практики современного искусства, гендерной проблематики, власти и т.д. Редкие работы по теории коммуникации, социологии потребления и истории современной социальной мысли обходятся без ссылок на работы французского мыслителя.
Однако в российской социологии крайне немногочисленны работы, посвященные анализу, прояснению и систематизации основных понятий концепции Бодрийяра, учитывающие теоретические истоки и влияние исторического контекста на идеи этого мыслителя. Провести эту работу необходимо последующим причинам:
1. Мировоззренческая позиция Бодрийяра, определившая его концепцию потребления, крайне редко осмыслялась самим мыслителем, поэтому часто остается непонятным возникновение тех или иных идей, проблем и положений в его концепции;
2. Между ранними работами Бодрийяра, посвященными собственно потреблению, и поздними работами, касающимися симулятивного проекта, неочевидна взаимосвязь, что приводит к своеобразному раздвоению в восприятии концепции французского мыслителя;
3. Важно осмыслить и оценить влияние движения протеста 60-х гг. во Франции на содержание основных понятий концепции Бодрийяра.
В современной социологии потребления имеет место ситуация, когда исследователи концентрируются главным образом на первых работах Жана Бодрийяра, посвященных преимущественно критике общества потребления,
14
4. Папушина 10.0. Понятийный аппарат Ж. Бодрийяра: пути верификации (на примере исследования предметной среды жилища в крупном российском городе) // Вестник.Пермского государственного университета. Социология. Вып. 2(18) — Пермь, 2008. С. 6 - 18. 0,9 печ. л.
5. Папушина К).О. Проблематика города в работах Ж. Бодрийяра // Культурные миры большого города. Материалы девятнадцатой Всероссийской конференции студентов, аспирантов, докторантов «Майские чтения» (17 мая 2007 г.) - Пермь, 2007. С. 9 - 11. 0,1 печ.л.
6. Папушина Ю. О. Потребление в работах Ж.Бодрийяра: ценностный аспект // "Политическое" и "Социальное" в информационную эпоху. Сборник статей аспирантов факультетов прикладной политологии и социологии ГУ-ВШЭ / Отв.ред. к.э.н., профессор М.Ю.Урнов, д.ф.п., профессор Л.В.Поляков, д.ф.п. Г.В.Иванченко Москва, 2007. С. 46 - 59. 0,8 п.л.
7. Папушина Ю.О. Предметная среда и образ жизни в работах Ж. Бодрийяра // Потребление как коммуникация: Научная конференция молодых учёных. 01-02 июля 2006 года. Материалы конференции. - СПб: Ин-терсоцис, 2006. С. 35 - 37. 0,1 печ.л.
8. Папушина Ю.О. Теория К. Левина как метод построения теории в прикладном исследовании жилища // Потребление как коммуникация - 2007: Научная конференция. 29 - 30 июня 2007г. Материалы конференции. - СПб: Иптерсоцпс, 2007. С. 53 - 56. 0,1 печ.л.
15
Глава 1. Социологические воззрения Жана Бодрийяра
Данная глава посвящена выявлению интеллектуальных истоков концепции Бодрийяра и систематизации его представлений об обществе. Выявление влияния на мировоззрение и работы Бодрийяра таких мыслителей, как Ф. Ницше, представители Франкфуртской Школы, В. Беньямин, участники «Коллежа социологии», Ф. Соссюр и М. Мосс позволяет лучше понять интеллектуальную эволюцию французского мыслителя и смысл используемых им понятий.
1.1. Теоретические истоки концепции Жана Бодрийяра
Мировоззренческие принципы Бодрийяра включают четыре идеи, который проходят через весь корпус его работ:
• переживание пеподлинности мира;
• выделение единицы смысла (симулякра);
• понимание игры как формы существования культуры и индивидов в ней [48, 7 - 8];
• представление о том, что для социальных отношений различия важнее, чем средства производства.
Воплощение этих оснований позволило интерпретаторам Бодрийяра говорить о нём как о «меланхолическом Ницше» и «теоретике нигилизма как судьбы современности» [132, 69]. Воззрения Бодрийяра действительно очень близки ницшеанскому нигилизму. Их роднит:
- во-первых, восприятие нигилизма как глубинной логики развития капиталистической Европы;
- во-вторых, трактовка доминирования в культуре Запада принципов разума, единства, цели, логики, истины как первопричины нигилизма;
- в-третьих, потеря «истинным миром» (религией, философией и моралью) жизненной силы и появление имитаций высших ценностей;