Ви є тут

Становление и развитие социологии в Китае

Автор: 
Цыбикова Баярма Цыбикжаповна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
195131
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ...................................................... 3
ГЛАВА 1. Зарождение ранней социологии в Китае (к.19-н.20в.).. 8
1.1. Предпосылки возникновения социологической науки......... 10
1.2. Заимствование зарубежных социологических концепций...... 11
1.3. Распространение марксистской социологии................. 28
1.4. Становление академической социологии.................... 35
1.5. Период китаизации социологической науки................. 43
ГЛАВА 2. Социология эпохи социализма......................... 65
2.1. Предпосылки и ликвидация социологии..................... 65
2.2. Попытка «возрождения» или «движение сотни цветов»....... 76
2.3. Идейная борьба в буржуазной и марксистской социологии... 90
ГЛАВА 3. Новый этап в развитии социологии Китая.............. 95
3.1. Возрождение социологической науки....................... 95
3.2. Современные тенденции в китайской социологии............. 103
*
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................... 126
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................. 131
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................... 141
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационного исследования связана с происходящими преобразованиями в бывших социалистических странах и становлением нового социально ориентированного общества в самой крупной по населению стране мира - Китае. Особенностью современной ситуации являются огромные перемены, произошедшие за последние 20 лет в экономической и социальной структуре.
В современной российской, западной социологии обычно не принято включать в генезис мировой социологической мысли то, что происходит в этой сфере социального знания в азиатских странах. Это результат экспансии в Х1Х-ХХ вв. западной индустриальной цивилизации, а также доминирования её идей и образа жизни.
Как российские, так и европейские учебники по социологии не включают в себя материала по этим странам, в силу многолетнего игнорирования роли восточной социальной мысли и богатого опыта западной социокультурной традиции, ориентированной преимущественно на тех-нократически-универсалистское развитие, прогрсссистское видение истории общества и человека.
Знаменательной чертой настоящего времени является возрастание интереса к истории становления и развития социологической науки на Востоке, в том числе и в Китае. Стала очевидной ошибочность рассматривать зарубежную социологию; историю и современные достижения в контексте развития только западной социокультурной традиции.
Изучение истории развития китайской социологии имеет важное теоретическое и политическое значение. Это означает, что в условиях всеобщей глобализации возникает реальная необходимость при разработке новой парадигмы мироустройства учитывать мнения всех наций и народов мира.
Сегодня российская социологическая наука располагает значительным числом работ по истории социологии. Это переизданные труды и
Чжан Бинлинь не разработал собственного цельного учения об обществе, но его воззрения, в частности по проблемам социологии, прослеживаются в отдельных произведениях, подавляющая часть которых сосредоточена в «Цю шу».
Янь Фу
Никто из китайских мыслителей в конце XIX- начале XX в.в. не внес столь значительный вклад в дело ознакомления китайской интеллигенции с учениями Запада, как Янь Фу.
Янь Фу (1853-1921гг.) - выдающийся учёный, идеолог-демократ национальной буржуазии Китая. Он впервые узнал о научных достижениях западных стран, изучил естественные науки и английский язык во флотском училище при судостроительном заводе в Фуцзянь. Пройдя практику в военно-морском флоте, в 1876 г. был послан в Англию, в военно-морской институт. Там он приобрёл знания по высшей математике, физики, химии и военно-морской тактике, и в то же время усердно изучал философские, социологические, экономические и политические теории Адама Смита, Риккардо, Монтескье, Руссо, Канта, Бэкона, Локка, Гоббса. Также знакомился с книгами Коперника, Ыыотона, Дарвина. Янь Фу является автором целого ряда переводов западно-европейских историко-философских и социологических учений ХУШ-Х1Х веков. Янь Фу ввел термин «цюнь сюе» (исследование общностей, сообщество) и использовал его в названии своего полного перевода работы Герберта Спенсера «Исследование социологии», опубликованной в 1903 г. В китайском варианте она называлась «Цюнь сюэ и янь» («Личные соображения о социологии»). Некоторые современные китайские социологи считают это событие началом истории китайской социологии. Термин «цюнь сюе» многими учеными использовался на протяжении некоторого времени, однако термин «шэхуйсюе» получил большее распространение и стал стандартным переводом.
Главным предметом внимания Янь Фу была позитивистская социология, оказавшая большое влияние на китайских мыслителей последующей эпохи. Донести до китайского читателя эволюционистскую концепцию развития мира, передать с помощью категорий традиционной науки понятия «эволюция», «борьба за существование», «естественный отбор» было дело необычайным сложным. Этому посвящались оригинальные сочинения Янь Фу, его переводы с многочисленными комментариями, содержавшие китайский вариант спенсеровской интерпретации дарвинизма.
После поражения Цинской империи в войне с Японией (1894-1895гг.) Янь Фу опубликовал четыре статьи, в которых сравнивал китайскую и западную цивилизацию, выделяя их различие.
Рассказывая своим соотечественникам о научной теории Ч. Дарвина и необычайной популярности «Происхождения видов», Янь Фу дал свое толкование принципов борьбы за существование и естественного отбора: «Соперничество вещей означает, что вещи борются за сохранение себя, а естественный отбор означает, что в этой борьбе сохраняются пригодные виды».
С ещё большим восхищением отзывался Янь Фу о Г. Спенсере, который «на основе идеи эволюции разъяснил принципы отношений между людьми, а также проблемы политики и образования». Называя Г. Спенсера автором самого выдающегося сочинения последнего времени, создателем теории, «постигшей единый закон неба, земли и человека», Янь Фу его социологию объявил вершиной современной западной мысли, «учением великих людей».
Согласно интерпретации Янь Фу, Г. Спенсер, назвав свою теорию «цюнь сюэ» («учением об обществе»), стремился тем самым отразить особенность, отличающую человека от животных, - его способность жить
группами. В произведении произведении «Обращение к источникам мо-