Ви є тут

Методология социологического анализа социально-политического конфликта на постсоветском пространстве

Автор: 
Бабейко Янис Федорович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
195227
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
2
Содержание
3
Глава I. Теоретические и методические основы социологического
анализа социально-политического конфликта на постсоветском пространстве
§1. Социально-политический конфликт как объект 14
социологического анализа
§ 2. Особенности методики социологического анализа 36
социально-политического конфликта на постсоветском пространстве
§ 3. Сравнительно-исторический метод в системе методов 56
анализа социально-политического конфликта на постсоветском пространстве Глава II. Причины и особенности развития и разрешения
социально-политического конфликта на постсоветском пространстве (на примере молдово-приднестровского конфликта)
§ 1. Исторические, этнические и политические причины и 79
особенности развития молдово-приднестровского конфликта § 2. Политико-правовое обеспечение легитимного порядка как 99 способ разрешения молдово-приднестровского конфликта
Заключение 123
Библиография 129
Приложение 144
3
Введение
Актуальность социологического анализа социально-политических конфликтов на постсоветском пространстве диктуется самой ситуацией, условиями глубокого кризиса, в котором оказались после распада СССР народы бывших союзных республик. Конфликты на постсоветском пространстве не имеют локального значения, они оказывают воздействие на стабильность существования других стран. Усиливаются тенденции, ведущие к нарушению гражданского мира в социальной и политической жизни народов и стран постсоветского пространства. Возрастает радикализм социально-политических преобразований, ведущий к расколу общества на части с прямо противоположными политическими целями, к созданию материально-технической и идеологической базы уже наличествующих и возможных конфликтов. Наибольшую опасность представляют конфликты, которые одновременно охватывают все уровни социальной и политической структуры общества и вовлекают максимально возможное в конкретных условиях число участников.
В связи с этим, необходимо комплексное систематическое изучение социально-политических конфликтов с учетом того факта, что противостоящие субъекты зачастую стремятся к овладению власти. Власть представляет собой надежную гарантию от реальных или возможных угроз социального и политического бесправия, несправедливости,
незащищенности.
Как следствие этого, большое значение имеет выявление факторов, способствующих:
- устранению раскола, антагонизма, вопиющей несовместимости накопления национальных ценностей в руках, как правило, стоящего у власти богатого меньшинства, с одной стороны, и дальнейшего материального и духовного обеднения в ходе реформ большинства населения, с другой;
15
проявляющиеся, в первую очередь, в стремлении к “увеличению материальных благ”, в естественности борьбы за власть, естественности правовой защиты государства, интересы которого ставятся выше интересов отдельного человека или группы населения.
Другие мыслители, Ф. Рабли, Ф. Бекон, Д. Дидро, Ш. Монтескье, концентрируя свое внимание главным образом на осуждение “враждебных социальных и политических столкновений ”, рассматривали социальные и политические конфликты как пережиток варварской эпохи. Они полагали, что ликвидация феодальных государственных образований, устоев, приведет к “вечному миру” между общностями людей .
Третьи авторы - И. Кант, Т. Гоббс и др. основой своих суждений о сущности конфликта (в том числе социального, политического) сделали положение о том, что фактическое “состояние мира между людьми”, общностями людей, живущих по соседству, “не есть естественное состояние мира”, оно должно еще быть установлено, то есть природа отношений между
о ^
людьми, общностями людей изначально враждебна .
Анализ сущности и содержания социальных и политических конфлиююв характерен для исследований XIX века. Например, в работах философа, социального и политического мыслителя Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, главным образом обосновывается “позитивная роль” “вооруженных” социальных и политических “противоборств” в развитии общества. Хотя при этом, будучи сторонником “сильного государства”, он выступает против возможных “смут и общественных беспорядков” внутри страны, способных ослабить “государственное единство” .
Подобным же подходом характеризуются и взгляды на теорию социальных и политических конфликтов представителей двух наиболее распространенных концепций второй половины XIX века. Согласно первой из
24 Социология: наука об обществе. Харьков, 1996. С.18, 22-23; История теоретической социологии. М.:”Наука”, 1995. С. 105-106, 137-141; Основы конфликтологии. М., 1997
25 История теоретической социологии. М.:”Наука”, 1995. С. 120-127, 142-146, 237-249, 258-262; Цыганков П.А. Международные отношения. М.: ’’Новая школа", 1996. С. 13
26 История социологии. Минск: "Выш. шк.”, 1997. С.28-32
16
них, в отношении между социальными общностями, народами и расами “закон противоборства и выживания - универсален”. Эта концепция в конфликтологии связана с именами Ч. Дарвина, Г. Зиммеля и Г. Спенсера. Ч. Дарвин и Г. Спенсер данный закон относили к жизни человечества в целом. Г. Спенсер считал конфликт неизбежным и важным стимулом социального прогресса. Г. Зиммель же утверждал, что действие данного закона будет наблюдаться лишь до тех пор, пока в процессе общественного развития не будет достигнуто “равновесие между народами и расами”2'.
К виденью Г. Зиммеля близка вторая концепция этого времени -марксиская концепция. Вместо противоборства народов и рас в ней на первый план выводятся столкновения социального и политического характера, опускается этно-политический фактор: утверждается, что в будущем, вместе с исчезновением причин политических революций, конфликтов, вместе с изменением природы социальных отношений, вместе с установлением “гармоничного общества”, из жизни исчезнут социальные и политические отношения противоборства. Исключения составят лишь взаимоотношения в рамках “промышленных фабрик”28.
Мыслители XIX века в анализе социальных и политических противоборств ограничиваются в основном суждениями общеконфликтологического характера. В их работах нет непосредственного обращения к анализу сущности, содержания, специфики, особенностей конкретных социальных и политических конфликтов.
Неполным освещением проблемы сущности, содержания, специфики и особенностей социального и политического конфликтов в основном характеризуются и исследования конца Х1Х-начала XX века, в том числе представителей марксистской концепции.
В социально-политическом плане особо подчеркиваю факт, что в своем большинстве эти исследования, по сути, были адресованы участникам
27 Социология: наука об обществе. Харьков, 1996. С.128-130; История социологии. Минск: "Выш.шк.”, 1997. С. 121-129
2® Этнические процессы в странах зарубежной Европы. М., 1970. С. 364; Социология: наука об обществе. Харьков, 1996. С.111-117