Ви є тут

Государственная поддержка семьи, материнства и детства: социологический анализ : на примере Республики Марий Эл

Автор: 
Зыкова Надежда Николаевна
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
187
Артикул:
195291
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................3
ГЛАВА 1 .ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА........................................ 13
1.1. Государственная поддержка семьи, материнства и детства: основные понятия и подходы в отечественном социологическом знании .... 13
1.2. Модели государственной поддержки семьи, материнства и детства
в зарубежных странах в контексте российских проблем ..........45
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ .....................................................63
2.1. Нормативно-правовые основы государственной поддержки семьи, материнства и детства в Республике Марий Эл...................63
2.2. Организационные основы государственной поддержки семьи, материнства и детства в Республике Марий Эл...................95
2.3. Информационные основы государственной поддержки семьи, материнства и детства в Республике Марий Эл................. 125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................. 141
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 148
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................... 173
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена сложившейся ситуацией с материнством и детством в России на современном этапе.
11роисходит постепенное снижение численности рожденных детей и ухудшение «социального качества» детства. Семья находится под угрозой, появилось новое понятие, характеризующее состояние большинства «современных» семей - семья «группы риска». Для детства характерны такие явления, как социальное сиротство, дети-беглецы, дети, страдающие от плохого обращения, детское нищенство и детский труд1; для материнства -снижение уровня репродуктивного здоровья* женщин, формирование негативной тенденции материнского отказничества1 от новорожденных и увеличение количества несовершеннолетних матерей2. Итак, для ситуации современного материнства, и детства свойственна социальная депривация, т.е. лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий и ресурсов, необходимых для успешной реализации функции материнства и развития каждого ребенка.
Социально-экономические условия функционирования семьи наряду с социально-культурными установками и традициями являются в современном обществе важнейшей детерминантой воспроизводства и развития населения. В семье удовлетворяются все базовые потребности человека, поэтому изучение воздействия государства на социально-экономические условия жизнедеятельности семьи с позиции экономической социологии особо актуально в настоящее время, когда государство активно реформирует семейную политику.
1 Меркулова, Н.Б. Детский труд / Н.Б. Меркулова // Социологические исследования. -1997. - №5. - С. 76; Фатхслистона, Л.А. Феноменология детского нищенства / A.A. Фатхелистова // Социологические исследования. - 2001. - №2. - С. 127.
2 Исупопа, О.Г. Отказ от новорожденного и репродуктивные права женщины / О.Г. Исупова // Социологические исследования. - 2002. - № 11. - С. 92.
3
Конкретное наполнение и содержание этих понятий, тесно связанных с государственной политикой, определяется спецификой последней. В истории семейной политики советского государства М.В. Рабжаева выделяет три этапа: первый - 1917 - середина 20-х гг., второй - с середины 20-х до середины 50-х гг., третий с 1953 до 1991 года1. В целом, по мнению С. Чуйкиной, семейная идеология первого этапа семейной политики характеризовалась важнейшим принципом: декларированным стремлением к достижению равенства возможностей мужчин и женщин в профессиональном плане и равенства ответственности в семейной жизни и родительстве2. Семейная политика второго этапа связана с ужесточением законодательства относительно семьи. Указ Президиума Верховного Совета СССР 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Материнство" придавал правовое значение только зарегистрированным бракам, ужесточал процедуру развода. В.'послевоенный период государство старается поднять престиж и статус матери, учреждая ордена и почетные звания, но в то же время складывается специфический подход к понятию семьи, отождествляющийся с матерью и ребенком. Запрещалось устанавливать отцовство в случаях рождения ребенка вне брака.
Третий этап в развитии семейной политики начался после 1953 года и продлился до распада СССР в 1991 году. За это время были предприняты меры по поддержке материнства и детства: единовременные пособия на ребенка, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет,
1 Рабжаева, М.В. Историко-социальный анализ семейной политики в России XX века / М.В. Рабжаева // Социологические исследования - 2004. - №6. - С. 89.
2 Чуйкина, С. «Быт неотделим от политики»: Официальные и неофициальные нормы половой морали в советском обществе 1930-1980-х годов // В поисках сексуальности: сборник статей / под ред. Е. Здравомысловой. - СПб., 2002. - С. 112.
17
отпуск по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет без содержания, но с сохранением рабочего стажа и рабочего места. Таким образом, в данный период сложился подход к семье как важнейшему социальному институту советского общества. Государство финансировало большую часть услуг, связанных с образованием и воспитанием детей, что в условиях недостатка ресурсов привело к унификации системы льгот и услуг и несоответствию их качества потребностям и запросам населения.
Можно выделить четвертый этап развития семейной политики - с 1991 по 2005 год (выделено нами). Это период кризиса семейной политики, обусловленный общим экономическим кризисом страны и нехваткой средств для выполнения государственных обязательств, сложившихся еще в советский период. Характерной особенностью данного периода является изменение принципов оказания социальной поддержки. Государство концентрируется на социальной помощи наиболее уязвимым категориям населения, и кроме традиционных критериев нуждаемости (потеря кормильца, многодетность, инвалидность) вводится всеобщий принцип нуждаемости, согласно которому помощь предоставляется семьям, уровень дохода которых ниже прожиточного минимума. Данную ситуацию*
С.В. Дармодехин, директор Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания, характеризует следующим образом: «Кризисное состояние социального института семьи требует от государства неотложных и решительных мер по его фундаментальной поддержке и стабилизации»1.
Пятый этап в развитии семейной политики начинается с 2006 года и продолжается по настоящее время. Впервые за многие годы, производится индексация детских пособий и увеличивается размер их выплаты, вводятся родовые сертификаты. К началу данного этапа проявились все негативные тенденции, которые были обусловлены экономическим кризисом,
1 Дармодехин, С.В. Неотложные меры развития государственной семейной политики /
С.В. Дармодехин // Социальная педагогика. - 2004. - №2. - С. 3.
18