Ви є тут

Особенности профессиональной ориентации и занятости молодежи в современных условиях: социологический аспект

Автор: 
Тараканова Елена Васильевна
Тип роботи: 
социологический аспект
Рік: 
2004
Артикул:
195437
179 грн
Додати в кошик

Вміст

3
13
13
50
87
87
126
150
157
175
Оглавление
Введение......................................................
Глава 1. Теоретические и организационно-прикладные аспекты занятости молодежи............................................
1.1 Социокультурный подход к проблеме профессиональной ориентации молодежи...........................................
1.2 Рынок труда в контексте профориентации и занятости
молодежи......................................................
Глава 2. Пути совершенствования профессиональной ориентации и занятости молодежи............................................
2.1 Конкурентоспособность специалиста как новый фактор профессиональной ориентации молодежи..........................
2.2 Социальные сети поддержки профессиональной ориентации и
трудоустройства.................................................
Заключение....................................................
Библиографический список использованной литературы ...........
Приложения.....................................................
Введение
Необходимым условием интеграции в социум является выбор профессии, позволяющий в дальнейшем заниматься трудовой деятельностью, удовлетворяющей потребности индивида и общества. Однако социализация российской молодежи в настоящее время является нелегким процессом и протекает под влияние различных факторов: политических перемен в стране, изменений ценностно-нормативной системы, усиления дифференциации общества. Переход к рыночным отношениям сильно отразился на молодежи. Была ликвидирована сложившаяся ранее система социализации молодого поколения, что привело к необходимости самостоятельно приспосабливаться к новым условиям вхождения в общество.
Молодежь является особой группой, воспроизводящей в своих функциях и социальной роли единство позитивного опыта и негативных тенденций в общественном развитии. С одной стороны, она в большей мере ориентирована на социальный прогресс, с другой, адаптируясь к условиям рынка, жесткого социального, профессионального и интеллектуального отбора, наиболее остро чувствует все издержки трансформации общественных отношений.
Сложившаяся ранее система профориентационного воздействия была ликвидирована, и в настоящее время вопрос организации единой системы управления профессиональной ориентацией остается нерешенным. Проводимые в современных условиях мероприятия не способствуют достижению главной цели -выбору профессии, соотвегствующсй индивидуальным особенностям, жизненному пути индивида и потребностям общества в кадрах, процесс профессионального выбора стал во многом стихийным.
Изменилась также система образования. Исполнение государственных планов сменилось ориентацией на потребителя: профессиональные учебные заведения открыли набор на те специальности, которые пользуются спросом у молодежи, а
характеризуется и двойственным отношением к политике: с одной стороны -аполитичность, с другой - политический и национальный экстремизм [15, 92].
Для современной молодежной субкультуры характерны отсутствие идеала и духовных устремлений, и признание самой молодежью собственной деградации. Доминирующим является прагматичный тип морального сознания, очевидны депрессивные настроения, утрата перспективы и разрушение жизненных планов [80, 96].
Нарастание чувств зависимости, неудовлетворенности, эмоционального восприятия множества проблем окружающего мира привело к усилению религиозного верования среди молодежи. 38% школьников и 40,2% студентов вузов поддерживают возрождение религиозных начал в духовной жизни народа. Для 39,7% вера служит утешением и помощью, для 25% верующих религия - это средство перенесения трудностей жизни. Подобное массовое обращение свидетельствует об обращенности молодых людей в себя, разочарованности окружающим миром и надежде на перемены к лучшему без объективных на то показателей. Этим объясняется игнорирование учащейся молодежью политической деятельности и избирательных кампаний [108; 137; 144].
По мнению Р. Л. Зобова и А. В. Лисовского, фактором, определяющим социальную ориентированность личности, выступает отношение к прошлому, истории и культуре страны [47, с. 5-6]. У современной российской молодежи обнаруживается особый аспект субкультуры - культурное отчуждение традиций предыдущих поколений. Эту пустоту занимают образцы массовой культуры, ориентированные на внедрение ценностей западного, а в частности американского образа жизни.
Отмена государственной идеологической запрограммированности процесса социализации привело к спонтанности этого процесса, где основными факторами влияния стали средства массовой коммуникации, пропагандирующие идеологические установки общества потребления. Социальное расслоение
общества отразилось и на молодежи: большинство пребывает за чертой бедности, но при этом бедность воспринимается молодежью не как проблема, а как следствие недостаточной приспособляемости (47,7%), доминирования старой идеологии и ценностей (21%), неумения воровать (18,2%). Подобная установка обуславливает желание молодежи бороться за свое социальное положение и достаток, и не всегда - законными методами: 18,1% считают для себя возможным участие в криминальных группировках, 9,1% считают бандитизм нормальным способом заработка, у 12,7% такое же отношение к проституции [57]. Таким образом, современная молодежная субкультура является еще и опасной криминогенной зоной [104; 111; 138].
Поскольку именно ценностные ориентации являются ориентиром в выборе жизненного пути и фундаментом трудовой мотивации, социальную и профессиональную ориентацию личности затрудняет характерное современной российской культуре «размывание» ценностного слоя общественного и индивидуального сознания. Обратимся к анализу ценностей и мотивационной структуре молодежи. Пилотажное исследование ценностей школьников, традиционно являющихся основным объектом профориентационного воздействия, показывает, что на первое место среди терминальных ценностей ставится ценность достижения и высокое материальное положение, на последнее -духовное удовлетворение и креативность. В тоже время по значимости жизненных сфер сфера профессиональной деятельности занимает последнее место [14]. О. И. Карпухин отмечает, что на фоне противоречивых и изменчивых ценностей в молодежном сознании четко сформирована идея ценности рынка и идеализация рыночных отношений. 84% респондентов привлекает планово-рыночный путь развития экономики, планово-государственный путь поддерживают лишь 12,8%. Каждый четвертый планирует организовать собственное дело, 53% - добиться материального благополучия. Рыночные отношения подорвали власть традиций, обеспечили простор выбора и ценностных ориентаций. Однако удовлетворение