Ви є тут

Мошенничество как вид девиантного экономического поведения

Автор: 
Оленев Роман Георгиевич
Тип роботи: 
Дис. канд. экон. наук
Рік: 
2000
Артикул:
1000290676
179 грн
Додати в кошик

Вміст

МОШЕННИЧЕСТВО КАК ВИД ДЕВИАНТНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Оглавление
Введение.........................................................
Глава 1. Проблема выделения девиантного экономического поведения на этапе социально-экономических трансформаций в России...........................................................
1.1. Влияние трансформации экономики на нормативную культуру в хозяйственной деятельности.......................................
1.2. Нормативное поведение как проблема экономической социологии..
1.3. Анализ экономического поведения с позиций теорий аномии и девиации.........................................................
1.4. Мошенничество как особый вид девиантного экономического поведения........................................................
Глава 2. Методология установления различий между обоснованным предпринимательским риском и мошенничеством как видом девиантного экономического поведения.............................
2.1. Специфика исследования предпринимательства и мошенничества в период реформ....................................................
2.2. Операциональное определение понятий.........................
2.3. Программа исследования мошенничества как девиантного экономического поведения в трансформирующейся экономике..........
3
Глава 3. Методика конкретного социологического исследования в решении проблемы фиксации мошенничества................................ 91
3.1. Выявление критериев различия предпринимательской и мошеннической деятельности на основе анатиза поведенческих актов... 91
3.2. Методика выявления мотивационных различий в поведении рискующего предпринимателя и мошенника методом фокусированного интервью..................................................... 136
3.3. Мошенническое действие и его структура... 145
Заключение......................................................... 149
Библиография....................................................... 157
(по разным оценкам) от 3 до 10 млн. граждан. На третьем этапе (который начался в 1994 г.) получили распространение факты незаконного получения и присвоения кредитных ресурсов банков. По оценкам экспертов, задолженность по банковским ссудам на начало 1997 г. составило сумму порядка 95,6 трлн. рублей.1
В то же время уровень национального дохода в 1990 г. составлял 375,8 млрд. рублей, в 1994 г. - 168,7 млрд. рублей, в 1995 г. - 126,5 млрд. рублей. Производство промышленной продукции в тот же период составило: 1990 г. -
409,1 млрд. рублей, 1994 г. - 124,9 млрд. рублей, 1995 г. - 74,9 млрд. рублей. (Для сравнения мы приводим цифры, соответствующие пику финансовых мошенничеств).2
Граждане вкладывали свои сбережения в финансовые «пирамиды» и сомнительные предприятия мошенников потому, что все понимали, что основой предпринимательства является риск ("кто не рискует - тот не выигрывает"), но никто не понимал, в чем этот риск проявляется. Обыватель предполагал, что если он не знает, куда вкладывает деньги - то это и есть предпринимательский риск. Справедливости ради стоит отметить, что этому во многом способствовало и то, что многие «ранние» вкладчики финансовых «пирамид» заработали на этом неплохие дивиденды.
В экономике - риск (Risk) - неопределенность результатов неких будущих событий в деятельности фирмы. Так риск поставки делится на технологический риск (риск технологической отсталости), риск афилиации (риск краха вместе с головным предприятием), риск эффективности операций (риск того, что неэффективность компании приведет к сокращению потока доходов), риск рыночной стратегии (риск того, что фирма неправильно определит рынок, и ,следовательно, не сможет обеспечить предоставление финансовых продуктов и
1 Криминология, под.ред. В.Н.Бурлакова, В.П.Сальникова, С.В.Степашина. СПб., 1999. С. 344.
услуг, которые создают спрос или удовлетворяют уже существующие потребности).1 Так же изучается и другие риски (ликвидности, процентный, реинвестиций, цены и др.).
Это означает, что риск - это не полное отсутствие знаний о партнере и его деятельности, а неопределенность, которая возникает под воздействием внешних факторов, не зависящих от воли предпринимателя. Многие риски вычисляются и страхуются страховыми компаниями. При большом количестве рисков вырастает цена конечного продукта.
В настоящее время предпринимательскому риску посвящено большое количество научных исследований. Поэтому мы не будем подробно останавливаться на этом понятии, оно подробно рассмотрено в работах Дж. Синки и других ученых.
Из этих исследований мы отметим только то, что убытки, понесенные в условиях риска, никак не могут явиться результатом умысла предпринимателя, а могут быть лишь результатом неопределенности в ситуации на рынке.
Интересно, что в известной книге В.Зомбарта “Буржуа”, являющейся классическим историческим и структурным анализом предпринимательского духа, слово “риск” употреблено всего один раз, где Зомбарт перечисляет свойства, предпринимателя, которые являются необходимыми условиями успеха. “Решительность, постоянство, упорство, неутомимость, стремительность к цели,, отвага идти на риск, смелость - все они коренятся в мощной жизненной силе”2 предпринимателя. Мы полагаем, что таким образом Зомбарт показывает, что рискует предприниматель лишь для одной цели, чтобы получить прибыль (стяжательству, жажде денег у предпринимателя посвящена большая часть книги - даже параграфы и отделы названы “Разбойники”, “Спекулянты”, “Мещанский дух” и т.д.), а не для того, чтобы разориться.
1 Дж. Синки, мл. Управление финансами в коммерческих банках, пер. с англ. /под ред. Р.Я.
Левиты, Б.С.Пинскера. М., 1994. С. С-13.
3 Зомбарт В. Буржуа. Пер. с нсм./Ин-т социологии. - М.: Наука. С. 154.