Ви є тут

Региональная политика занятости в условиях структурной перестройки экономики

Автор: 
Ксенофонтов Виталий Иванович
Тип роботи: 
Дис. канд. экон. наук
Рік: 
1998
Артикул:
1000212779
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение ................................................................. 3
Глава 1. Теоретические основы региональной политики занятости
населения в условиях структурной перестройки экономики .......... 12
1.1. Концепция регионального реформирования экономики и региональная политика занятости ................................ 12
1.2. Состояние рынка труда и его региональная специфика ........... 23
1.3. Профаммно-методические основы исследования региональной политики занятости населения ...................................... 32
Глава 2. Анализ тенденций занятости населения в условиях структурной
перестройки экономики ........................................... 52
2.1. Анализ основных тенденций изменения уровня и харакгера занятости населения региона ....................................... 52
2.2. Социальный анализ количественных и качественных характеристик незанятого населения ................................ 78
4 2.3. Принцип оценки эффективности работы регионального центра
занятости населения ........................................... 92
Глава 3. Разработки и предложения по повышению уровня занятости в
регионе ..................................................... 101
3. 1. Трансформация деятельности региональной службы занятости
населения в условиях структурной перестройки экономики ....... 101
3. 2. Процесс профессиональной переподготовки различных фупп
населения и принципы их трудоустройства ...................... 108
3. 3. Основные принципы интефации регионатьной службы занятости населения в Федератьную профамму содействия • занятости .................................................... 120
Заключение ............................................................. 130
Список использованной литературы ....................................... 135
Приложения ............................................................. 140
3
ВВЕДЕНИЕ
Рынок труда в России сегодня занимает особое место в создаваемой здесь рыночной экономической системе. Степень его развития оказывает непосредственное влияние на процессы, происходящие в обществе. Поэтому структурно-рациональная, экономически эффективная и социально обоснованная занятость - неотъемлемая часть процесса восстановления и подъема российской экономики.
« Последние годы отмечены резким снижением эффективности использования
трудового потенциала России, сохранением негативных тенденций в динамике количественных и качественных показателей. Задачи структурной перестройки в целях повышения производительности труда, конкурентоспособности отечественной продукции и в целом более эффективного распоряжения трудовым потенциалом общества практически оказались отодвинуты на задний план.
Поэтому политика занятости должна обрести новые приоритеты, а именно -полное и рациональное использование трудового потенциала страны. к Эффективная занятость предполагает наличие системы условий, благоприятст-
вующих высокопроизводительному труду и реализации индивидуальных способностей людей, их профессиональных и деловых качеств. Она позволяет человеку получить заработок (трудовой доход) без ущерба для здоровья при наиболее полном удовлетворении его личных интересов.
Государство всегда заинтересовано в эффективной занятости, для достижения которой используются различные меры: экономические, внеэкономические и даже принудительные. Вопрос в том, какие из них власть и общество считают приемлемыми. Производительность, продуктивность и качество труда зависят от условий, в которых протекает трудовая деятельность человека, от его профессиональной подготовки и отношения к труду. Принудительные государственные меры не всегда могут дават ь эффект; более того, государство может подойти к всеобщей занятости, так и не достигнув желаемых результатов в увеличении объемов и темпов роста национального проду кта, а также в росте производительности труда.
За время реформ из 23,5 млн. человек, занятых в промышленности, сс покинули свыше 11,6 млн. человек. Как известно, в этот период не было существенных изме-
16
онах". Однако принцип "удержания" - это фиксация проблемы, но не се разрешение.
Для борьбы с безработицей в регионах должны использоваться такие мероприятий, как: увеличение расходов из федерального бюджета на выплату пособий безработным; расширение программ переобучения работников в рамках службы занятости; формирование рынка жилья как условия перемещения рабочей силы из регионов с высоким уровнем безработицы; стимулирование притока инвестиций (в том числе иностранных) в регионы с высоким уровнем безработицы; временное перераспределение государственных заказов в регионы с высоким уровнем безработицы и т.д.
Чем обусловлен подобный подход к концептуальному дополнению основ регионального реформирования? Впервые со второго десятилетия XX века к 1993 году безработица в России стала объективной реальностью. К настоящему времени по самым различным данным безработица охватывает от 8 до 12% всего трудоспособного населения страны. Для страны с населением, психологически неподготовленным к подобной ситуации, с большим удельным весом малообеспеченных (до 70% населения), это не только серьезная социально-экономическая, но и политическая проблема. Отмечается, что среди безработных преобладают женщины (69-70%), многие из которых относятся к категории многодетных. Из числа безработных до 58% лица с высшим и средним специальным образованием. Примерно каждый шестой безработный - в возрасте до 22 лет1. Заметим, что в региональном аспекте политика занятости развиваегся весьма неравномерно. В Амурской, Белгородской, Волгоградской, Ивановской, Костромской, Липецкой и некоторых других областях число безработных увеличилось за последние 5 лет от 3 до 6 раз.
В ближайшем будущем проблема безработицы по всей вероятности обострится в связи с предстоящими глубокими изменениями в структу ре экономики, закрытием убыточных предприятий, превращением скрытых излишков рабочей силы в явные. Особые трудности в этом отношении ожидаюз отрасли тяжелой и обрабатывающей промышленности, ориентированные на внутренний рынок. ВПК и соответственно районы концентрации предприятий этих отраслей (Уральский и Восточно-
1 Социальные цели и социальная политика/Под ред. П.В.Савченко. - М.: ИЭ РАН. 1994 - С.89.
17
Сибирский экономические районы, часть регионов Западной Сибири и Дальнего Востока).
Действительные масштабы безработицы на ближайшую перспективу будут зависеть от множества обстоятельств, в особенности от темпов выхода из кризиса и перехода к реальной рыночной экономике. Тем fie менее ясно одно - если не будут своевременно приняты эффективные и упреждающие меры по смягчению последствий безработицы и вовлечению в экономическую деятельность всех желающих работать, рост безработицы в сочетании с понижением уровня жизни и социальным расслоением создаст взрывоопасную ситуацию, способную подорвать курс экономических реформ. Важнейшее значение в этих условиях приобретает активизация и совершенствование политики занятости на региональном уровне.
Накопление больших и сложных проблем на формирующемся российском рынке труда определяет важное значение политики занятости. Она играет ключевую роль в формировании цивилизованного рынка и конку рентоспособного производства, в смягчении последствий переходя к рыночной экономике и предотвращении социальных катаклизмов.
Осуществляемая до сих пор политика в этой области носит охраниченный, изолированный и в основном пассивный харакгер. Основная часть средств, поступающих в Фонд занятости, расходуется на выплату' пособий по безработице. Лишь мизерная их часть используется для обучения и переквалификации. Рост безработицы сдерживается за счет государственного финансирования убыточных предприятий, а также снижения производительности труда. Предпринимаемые спорадические меры не направляют события, а следуют за ними. Политика занятости не приобрела того веса и значения в деятельности правительства, которых она заслуживает.
Между' тем, сложившаяся обстановка требует не только гораздо более активной, но и принципиально новой политики занятости, отвечающей условиям перехода к рыночной экономике и выхода из кризиса. Перед ней стоят новые задачи: не просто расширения занятости, а обеспечения эффективной занятости, повышения конкурентоспособноеги рабочей силы и помощь тем, кто ее утратил, стимулирования гибкости и мобильности трудовых ресурсов и, что особенно важно, усиления