Ви є тут

Инвестиционное поведение предпринимателей в социальной сфере

Автор: 
Лоскутова Мария Александровна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
195622
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ.................12
1.1. Сущность и функции предпринимательской деятельности.12
1.2. Инвестиционное поведение в структуре социально-экономической активности предпринимателей.........................36
2. ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ..............................................57
2.1. Формирование и развитие социального инвестирования в России...57
2.2.Социальная диагностика инвестиционного поведения
предпринимателей в социальной сфере......................76
2.3.Социальные ожидания населения в области социально ответственного поведения предпринимателей.........................108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................133
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................140
ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................156
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В условиях современного развития общества важнейшими социальными целями становятся духовные потребности человека и состояние окружающей среды. Пришло осознание того, что экономическая модель общества, основанная на чистом материализме и утилитаризме, стремится к саморазрушению. Поэтому сегодня актуальной задачей является поиск компромисса между материальными и духовными устремлениями человека и как личности, и как члена определенной общности.
В связи с этим не случайно в последние десятилетия в мировой теории и практике получила признание концепция социальной направленности предпринимательства и социальной ответственности предпринимателей. Ее суть сводится к тому, что предпринимательство не ограничивается экономической целью - извлечением прибыли, а учитывает социальные факторы своей деятельности. Согласно этой концепции, работодатели несут социальную ответственность перед своими работниками и обществом в целом, способствуя достижению равновесия между экономическими и социальными интересами. Эта концепция соответствует идеологии социально ориентированной модели рыночной экономики. В реформируемой российской экономике она приобретает особую актуальность.
В России период «первичного накопления капитала» сопровождался высоким уровнем социальной напряженности. Хотя формы ее проявления были различны, в основе, помимо имущественного расслоения, лежало глубинное недоверие большей части населения к предпринимательству. Однако в последние несколько лет наметились позитивные тенденции по смягчению противоречий и росту доверия между населением и бизнесом. Серьезным шагом в построении отношений нового типа, более гармонизированных и доверительных, стало признание российским предпринимательством своей социальной ответственности и изменение в связи с этим инвестиционного поведения предпринимателей в социальной сфере.
распределения товаров и услуг, с уровнем развития научно-технического прогресса (см. прилож. 1, табл. 1).
Итак, в рамках функционального подхода мы можем определить предпринимательство как функцию управления организационнопроизводственным процессом, а предпринимателя как его центральную фигуру.
С точки зрения структурного подхода, предпринимательство рассматривается как специфический элемент социальной структуры общества, как социальный слой, которому принадлежит важная роль в преобразовании общества (Т.И. Заславская, Ю.Л. Качанов, А.Ю. Чепуренко и другие).
При построении выборок для эмпирических исследований обычно к предпринимателям относят не тех, кто реализует предпринимательскую функцию (их выделение до начала исследования оказывается затруднительным), а создателей и руководителей новых, в первую очередь негосударственных, хозяйственных организаций. Причем совокупность предпринимателей при более внимательном рассмотрении оказывается крайне неоднородной. Так, с точки зрения структурного подхода, в их числе оказываются директор приватизированного промышленного гиганта и распорядитель мелкой посреднической фирмы, председатель правления крупного банка и руководитель независимого исследовательского центра. Таким образом, принципиальные различия между группами предпринимателей связаны с масштабами и сферой бизнеса, правами собственности и управленческими схемами, происхождением капитала и характером технологических и финансовых цепочек, в которые встроены их предприятия [см.: 125, с. 9].
Так, Т.П. Заславская определяет предпринимательство как «деятельность, являющуюся базой возникновения и развития соответствующего социального слоя» [54, с. 3]. Для обозначения предпринимательства, в его широком понимании, Т.И. Заславская вводит понятие «бизнес-слоя» - «совокупности субъектов производительной, коммерческой и финансовой деятельности, осуществляемой с целью получения прибыли на базе автономно принимаемых
решений и под свою личную ответственность» [54, с. 4]. В узком смысле, предпринимательство играет роль «ядерной» группы данного слоя -собственников, лично руководящих своими предприятиями - так называемых «классических предпринимателей».
В соответствие с этим, Т.Н. Заславская в своем исследовании сущности, структуры и статуса бизнес-слоя российского общества выделяет следующие группы предпринимателей:
1) предприниматели - частные собственники преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющие последними, не совмещая эту деятельность с работой по найму;
2) самозанятые - лица, занятые мельчайшим предпринимательством на базе индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства (преимущественно специалисты и квалифицированные рабочие);
3) бизнесмены-менеджеры - наемные директора мелких и средних предприятий, главным образом акционированного и частного секторов, совмещающие управленческую работу но найму с ведением собственного бизнеса;
4) полупредприниматели - наемные работники, в основном акционированного и частного секторов экономики, не выполняющие управленческих функций и совмещающие основную работу с теми или иными видами предпринимательства;
5) менеджеры-совладельцы - хозяйственные руководители мелких и средних акционированных предприятий, работающие по найму, но вместе с тем располагающие пакетами акций управляемых предприятий;
6) «классические» менеджеры - хозяйственные руководители, управляющие государственными (реже - частными) предприятиями на основе найма, то есть «за зарплату» [см.: 54, с. 4].
Однако, по мнению М. Шкаратана, «понятие предпринимательство, в особенности применительно к российскому обществу, на эмпирическом уровне «неуловимо», потому что предпринимательская деятельность (здесь) еще не