Ви є тут

Художественный музей в коммуникационном пространстве региона

Автор: 
Сальникова Татьяна Андреевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата культурологии
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
209
Артикул:
198650
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ КАК СУБЪЕКТ КОММУНИКАЦИИ. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ КУБАНИ, ДОНА, СТАВРОПОЛЬЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ XX -НАЧАЛА XXI ВВ.
1.1. Художественный музей как субъект коммуникации 29
1.2. Генезис региональных художественных музеев 40
1.3. Основные тенденции развития региональных художественных музеев на современном этапе 68
ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ И РЕГИОНАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СООБЩЕСТВО
2.1. Музей и художник: основные формы сотрудничества 86
2.2. Музей и коллекционер: частные коллекции в фондах региональных художественных музеев 112
2.3. Музей как пространство коммуникации любителей искусства 128
ГЛАВА III. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
3.1. Взаимодействие музея и школы в исторической ретроспективе 146
3.2. Перспективные модели сотрудничества региональных художественных музеев и образовательных учреждений 162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 177
СПИСОК СОКРОЩЕНИЙ 183
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 184
3
Введение
Актуальность темы исследования
Художественный музей наряду с другими институтами культуры и образования играет значительную роль в гуманитарном развитии личности. Осмысление места музея в современном социуме является одной из актуальных научных проблем. Художественный музей имеет огромный потенциал саморазвития. Помимо выполнения традиционных функций сохранения и трансляции культурного наследия, музей является местом продуктивного межкультурного взаимодействия, информационного и ценностного обмена между различными профессиональными общностями. Являясь частью культуры общества, музей защищает его от разрушения и духовной девальвации.
В современных теоретических концепциях деятельность музея все чаще соотносится с термином «коммуникация». Модели музейной коммуникации - познавательная, эстетическая, знаковая, диалоговая, информационно-коммуникативная, междисциплинарная - нуждаются в более детальной разработке с учетом богатого исторического опыта деятельности отечественных (столичных и региональных) и зарубежных музеев1.
В современном музееведении вопрос о специфике коммуникационных процессов является достаточно дискуссионным. Смысл полемики обращен, в первую очередь, к тем задачам, которые решаются в ходе музейной коммуникации, и к их инсталляции в общую концепцию музея. Необходимость не только определить основные составляющие и особенности коммуникационного процесса, но и сформулировать принципы, на основании которых музей выстраивает
1 Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности: Учеб. пособие. СПб., 1999. С. 53.
19
1) рассмотреть художественный музей как субъект коммуникации;
2) реконструировать процесс формирования художественных музеев Кубани, Дона, Ставрополья в контексте социально-политических и экономических трансформаций в обществе;
3) выделить основные тенденции в развитии региональных художественных музеев на современном этапе;
4) изучить взаимодействие регионального художественного музея и регионального художественного сообщества в лице художников, коллекционеров, организаций любителей искусств;
5) исследовать содержание регионального компонента в фондовой, экспозиционной и просветительской деятельности музея;
6) проанализировать генезис, современное состояние и перспективы сотрудничества художественных музеев и образовательных учреждений.
Исследование проведено на базе музеев Краснодарского, Ставропольского краев и Ростовской области. Особое внимание уделено деятельности трех крупнейших музеев региона: Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко, Ростовского областного музея изобразительных искусств, Ставропольского краевого музея изобразительных искусств. Специально не рассматривались музеи национальных автономий, нуждающиеся в отдельном изучении.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XX до начала XXI вв., границы которого определяются особенностью формирования музейной сети, а точкой отсчета является создание первого художественного музея изучаемого региона-Екатеринодарской картинной галереи (1904 г.).
Источниковая база исследования включает в себя разнообразные виды опубликованных и неопубликованных материалов, многие из которых впервые введены в научный оборот. Среди последних -документы Государственного архива Краснодарского края (ГЛКК),
20
Центра документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИКК), Государственного архива Ростовской области (ГАРО), научноисторических архивов художественных музеев Краснодара, Ростова-на-Дону, Ставрополя.
Важным источником явились материалы законодательства -законы, постановления, положения, распоряжения, инструкции, которые отражают государственную политику в области историко-культурного наследия, музейного дела, основные направления сохранения и пропаганды изобразительного искусства81.
Широко использована делопроизводственная документация,
отражающая деятельность музеев. Из материалов Г АКК большой интерес представляют личный фонд Ф.А. Коваленко (Ф. 796), включающий отчеты о периодических выставках, переписку основателя Екатеринодарской картинной галереи Ф.А. Коваленко с художественной общественностью; фонд Краснодарского краевого художественного музея имени A.B. Луначарского (Ф. Р-1674), содержащий отчетную документацию музея за 1922, 1927, 1930-1936, 1941, 1943-1990 гг., переписку с художественными музеями об организации выставок, о высылке отдельных картин и экспонатов. В фонде «Коллекция документальных материалов по истории Кубани П.В. Миронова» (Ф.Р-1547) хранятся газетные вырезки за 1920-1930 гг., относящиеся к деятельности Краснодарского краевого художественного музея.
Фонд Краснодарской краевой организации Союза Художников РФ (Ф. Р—1722) содержит протоколы заседаний, отчеты данного объединения за 1940-1973 гг., позволяющие определить формы сотрудничества с Краснодарским краевым художественным музеем.
81 См. напр.: Охрана памятников истории и культуры: Сб. документов / Под ред. Г.Г. Анисимова. М., 1973; Свод Законов СССР. М., 1988; Художественная жизнь современного общества. Государственная культурная политика в документах и материалах. Т.4. Кн.1,2. СПб., 2001.