Ви є тут

Логіко-синтаксична категорія уточнення в сучасній російській мові (семантика, засоби вираження).

Автор: 
Фунтова Тетяна Борисівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0402U002839
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
КОНСТРУКЦИИ С УТОЧНЯЕМЫМ КОМПОНЕНТОМ, ВЫРАЖЕННЫМ НЕРАСЧЛЕНЕННОЙ ЕДИНИЦЕЙ ИМЕНОВАНИЯ

2.1. Слово как нерасчлененная ономатологическая единица

Уточнение как логико-грамматическая категория обладает не только своей семантикой, но имеет и формальное выражение, определенные средства выражения уточняемого и уточняющего компонентов, в роли которых выступают ономатологические единицы разных уровней: слова, словосочетания особого типа, лексии, фразовые номинанты. Принципы именования в любом языке складываются исторически в ходе совершенствования номинативной техники; развитие идет, как правило, от простого к сложному. Можно предположить поэтому, что в системе ономатологических единиц первыми появились синтетические единицы именования, то есть слова. Изучение их начнем с конструкций, в которых в роли уточняемого компонента выступает слово.
Слово по своей природе предназначено дли именования. Оно является основной единицей языка, наименьшей единицей, обладающей номинативной функцией. Не случайно поэтому оно оказалось в центре науки о языке и всю лингвистику можно назвать словоцентристской. Сказанное находит свое подтверждение, например, в следующем высказывании М.В. Федоровой: "Традиционное изучение средств каждого языка формировалось в связи с исследованием его словарной (лексической), фонетической и грамматической сторон. При этом для изучения звуков оказалась важной их жизнь именно в слове? выявление морфологических значений и категорий также было связано с изучением словарного состава языка? по этим причинам логичным оказался подход к изучению синтаксической жизни языка тоже через слова как члены предложения, в зависимости от количества и характера которых определяется тип предложения. Таким образом, по ряду причин слово оказалось тем важным центром жизни языка, который является опорным при всех видах лингвистического исследования" ?217, с. 75?.
Такой статус слова не случаен: "слово как совершенный цветок" (В. Гумбольдт) является носителем и хранителем основной массы человеческого знания, фактом, отражающим логико-понятийное значение, приобретенное коллективом, и указывающим в значительной степени на экспрессивные возможности языка, созданные его носителями [217, с. 75]. В.М. Никитевич назвал слово наиболее идеальной формой выражения номинативных значений [131, с. 38].
Не удивительно, что большая часть собранных нами примеров содержит конструкции, в которых уточняемый компонент выражен знаменательным словом.

2.2. Конструкции с уточняемым компонентом, выраженным номинативным словом

Рассмотрим конструкции с уточнением, в которых уточняемый компонент выражен полнознаменательным словом, обладающим номинативным способом отображения. В их числе прежде всего следует назвать имена существительные. Уточняемый компонент может быть выражен собственным существительным: - Это Миша, Варварин сын, - шепотом оказала Феня (К.П., 5, 101). Ему хотелось скорее взглянуть на Бухара, одногорбого верблюда, которого купил в Заволжье перед самым уходом на гражданскую (М.А., 2). Аня, староста, с уважением глядела на нее (К.П., 2, 14). Ленька, мой брат, имел неосторожность состоять в дружбе с Самонькой (М.А., 176).
Чаще всего уточняемый компонент выражается нарицательными существительными: Мы сразу поняли, что это старший брат Ивана Алексеевича, тоже литератор, пишущий на педагогические темы (В.Кат., 12). В спутнике его, старшем лейтенанте, наоборот, можно было безошибочно угадать опытного проводника (Б.П., 232).
В роли уточняющего компонента выступает, как правило, также нарицательное существительное: Нельзя сказать, что костюм Геринга - авиационный китель в сочетании с сапожками из красной кожи и золотыми шпорами - поразил их (А.Чак., 20). Реже роль уточняющего компонента выполняет собственное имя существительное: Старейший из всех, Краинов, принадлежал к разряду вечных студентов (Л.Л., 152). К бригадиру обращайся, к Михалычу...(М.А., 186). Я живу у подруги, у Варвары (К.П., 5, 100). Старшей сестре, Людмиле, было уже девятнадцать лет... (Л.К., 2, 70).
В качестве уточняющего компонента могут выступать однородные члены предложения: Это было видно даже по его наружности: по худобе, по строгости всего его облика и привычке разговаривать с самим собой, а бывало даже всерьез с собой ругаться (К.П., 5, 299). Была еще та ранняя весна, когда о приближении тепла можно догадаться только по едва заметным признакам: по туману на московских улицах, по каплям этого тумана, стекающим с черных веток еще недавно посаженных лип, и по рыхлому ветру (К.П., 5, 387).
Исключительно редко в роли уточняющего компонента выступают фразовые номинанты: Летом наш отдельный батальон, то, что осталось от него, отвели на переформирование (Д.Гр., 170).
Имя существительное может выступать в качестве первого звена цепочки уточнения: Есть Алексей Малявин, сельский портной, щупленький старичок в очках с железной оправой (К.П., 5, 254). Сторожили вагончик Нарзан и мальчик семи лет, Степа, сын начальника участка (K.П., 5, 331). На берегу Вертушинки Дубов часто встречал девушку Настю, дочь одного из писателей, школьницу девятого класса (К.П., 5, 359) Не расскажешь же об этом Манюшке, дочери соседа, колхозного сапожника, девчонке, прибегавшей каждый день, чтобы принести воды из колодца, подмести полы, поставить самовар (К.П., 5, 155).
Рассмотренные предложения включают в себя конструкции, которые содержат? 1) уточняемое подлежащее - уточняющее подлежащее (Командир батареи - морской лейтенант-артиллерист - вышел на дорогу к остановившейся машине (К.С., 4, 513)); 2) уточняемое дополнение - уточняющее дополнение (В спутнике его, старшем лейтенанте, наоборот, можно было безошибочно указать опытного фронтовика (Б.П., 232)).
Как известно, имена существительные в сочетании с предлогами могут выполнять роль обстоятельств. В конструкциях с уточнением часто используются обстоятельства пространства (места и направления): У переправы, на том берегу, было несколько землянок (К.С., 6, 483). Остано