Ви є тут

Історія, сучасний стан та перспективи розвитку музейної мережі Йорданії.

Автор: 
Хассан М.Х. Бані Мустафа
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0402U002938
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ИОРДАНИИ
КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА
Самобытность любой национальной музейной сети, ее потенциал и значение в процессе глобальных культурных коммуникаций обусловлены, прежде всего, историко-культурным своеобразием страны. Поэтому основная задача диссертанта на данном этапе исследования темы заключается в анализе недвижимых и движимых историко-культурных памятников Иордании, сохранившихся до настоящего времени и позволяющих составить общую визуальную и содержательную картину национального наследия.
Иордания располагается в северо-западной части Аравийского полуострова и соседствует на севере - с Сирией, на северо-востоке - с Ираком, на востоке и юге - с Саудовской Аравией, на западе - с Израилем (Палестина). На юго-западе земли омываются водами залива Акаба Красного моря. Территория - 96,2 тыс. кв. м (включая, согласно официальной статистике, оккупированный в 1967 г. западный берег р. Иордан; 5,9 тыс. кв. м - часть Палестины, вошедшую в состав королевства после арабо-израильской войны 1948-1949 гг. (Приложение А, рис. 1). Население - около 4 млн. человек (в том числе 850 тыс. человек, проживающих на западном берегу р. Иордан). Кроме арабов в Иордании проживают черкесы (около 60 тыс.), чеченцы (10 тыс.), бежавшие с Кавказа во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и поселенные здесь османским правительством в качестве военных колонистов, а также армяне и представители других национальностей. Государственная религия Иордании - ислам; около 90 % населения - мусульмане-сунниты, 3 % - христиане [21].
Иорданское государство возникло в сложной обстановке, создавшейся в результате поражения Османской империи, подъема арабского освободительного движения, борьбы Англии и Франции за османское наследие. Свою независимость Иордания обрела лишь в 1946 г., но ее история имеет очень глубокие корни, характеризуется множеством важных событий и наличием уникальных памятников.

2.1. Памятники древнейшего прошлого Иордании
Археологические исследования подтверждают, что Иорданская возвышенность и прилегающие долины были заселены людьми примерно 250 тыс. лет назад. Первобытное население занималось охотой на мамонтов, мохнатых носорогов, кабанов, использовало примитивные каменные орудия, о чем свидетельствуют остеологические останки и находки кремневых рубил, резцов, скребков при раскопках в Тель Абу Габил, Азрак, Харана, вади Рум , Джафра. [206].
Эпоха мезолита представлена памятниками натуфийской культуры (9000-8000 лет до н.э.), получившей название по находкам в Вади-эн-Натуф (в 30 км к западу от Иерусалима). [212]. Здесь ученые обнаружили зачаточные формы земледелия; по их мнению этому способствовали благоприятные климатические условия: до конца IY тыс. до н.э. сохранялся более влажный климат. [37, С. 555]. Следует отметить также ранние рисунки животных на стенах пещер Клос в горе Табик и появление первых солярных символов, что связано с осознанием древним человеком роли солнца в его земледельческом труде.
К основным поселениям эпохи неолита (8000-4500 лет до н.э.) относятся Иерихон (Ариха), Айн-Газаль, Бееда, Байда. Судя по материалам раскопок, неолитическое население перешло к земледелию и одомашниванию животных, занялось сооружением жилищ, используя более совершенные орудия из камня и кости, изобрело лук и стрелы, глиняную посуду [136].
Характерные для этого времени строения можно увидеть в Байде: шесть поселений с жилищами, сооруженными из местного песчаника; оштукатуренные стены расписаны цветными рисунками в виде лент, линий, полос, которые в литературе получили название "рыбьих костей" или шевронов. [220]. Исследователи полагают, что данный тип сооружений связан с массивом переселенцев, которые появились в долине р. Иордан в YII тыс. до н.э. с северных территорий. [216]. Косвенным подтверждением этой версии является традиция строительства прямоугольных жилищ с глиняными полами, украшенными выдавленным орнаментом, у обитателей северного побережья Сирии и земель за Анатолийскими холмами.
Особого внимания заслуживают керамические изделия неолитического времени - сосуды, корзины с глиняной обмазкой, украшения, культовые статуэтки. Они декорировались простейшим геометрическим орнаментом, в котором прослеживаются символы, связанные с земледелием, скотоводством, почитанием солнца и воды. Основными приемами орнаментации глиняных изделий были следующие: налепливание на поверхность объемных полос (гладких или с ритмическим узором; нанесение узора при помощи специальных штампов; выдавливание пальцами рук; процарапывание, нанесение контррельефных рисунков; роспись ангобами. Ученые оценивают эти достижения как исток формирования иорданской народной орнаментальной традиции, черты которой явственно проступали затем через все позднейшие инородные наслоения. [140, С. 7].
На неолитическом поселении Айн-Газаль восточнее г. Амман найдены глиняные статуэтки, относящиеся к древнейшим образцам иорданской скульптуры.
Одним из крупнейших поселений эпохи Халколита (4500-3200 лет до н.э.) является Тулейлат Гассул, расположенный к северо-востоку от Мертвого моря. Здесь выявлены остатки каменных построек, покрытых деревом, камышом и залепленных илом, с плиточными разноцветными полами, настенной росписью. Огромную ценность представляет фреска с изображением ритуальной процессии: три человеческих фигуры в масках следуют по направлению к строению, похожему на храм. Сейчас она экспонируется в Иорданском археологическом музее (г. Амман) как один из наиболее древних в мире образцов настенной живописи [212].
Дальнейшее развитие страны во многом было определено существенным изменением природно-климатических условий: климат стал суше, что привело к обеднению растительного и животного мира. Долина р. Иордан не превратилась в жизненно важную артерию (как речные долины в соседних странах), а послужила своеобразным барьером между западной и восточной частью территории. Для первой характерным занятием являлось земледел