Ви є тут

Лінгвостилістичний потенціал лексики мовленнєвої дії в художньому тексті (на матеріалі творів О.І. Купріна і В.В. Вересаєва).

Автор: 
Беспалова Юлія Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
3402U003101
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СП РЕЧИ В ЯЗЫКЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ А.И. КУПРИНА И В.В. ВЕРЕСАЕВА
В задачи данной главы входит выявление строения и лексико-стилистического состава функционально-семантических полей речи, реализованных в художественных произведениях А.И. Куприна и В.В. Вересаева и последующего сопоставления их для определения особенностей идиостилей. Описание текстовой реализации собственно ЛСГ глаголов говорения предваряется лексикоцентрическим анализом ядерных глаголов говорить / сказать, результаты которого изложены в нижеследующем параграфе.
2.1. Семантический потенциал глаголов говорить / сказать в произведениях А. Куприна и В. Вересаева
Глагол говорить и его видовой коррелят - лексема сказать относятся к наиболее употребительным единицам ФСП речи в исследуемых художественных текстах: в СП речи А. Куприна их словоупотребления составляют около 23 %, а в СП речи В. Вересаева около 27 % от общего числа словоупотреблений глаголов говорения. Ядерные глаголы в художественной прозе писателей встречаются в контекстах трех типов: речи автора, ремарках и в речи персонажей. Корреляцию между типом контекста и частотностью глагольных словоупотреблений отражает таблица 1:
Табл. 1. Данные о словоупотреблении глаголов говорить / сказать в разных типах контекстов в прозе А. Куприна и В. Вересаева

Типы контекстовА. И. КупринВ. В. ВересаевГоворитьсказатьИтогоговоритьсказатьИтогоЕд.%Ед.%Ед.%Ед.%Ед.%Ед.%Ремарка15442,132451,547846,88228,116253,624440,9Речь персонажа11832,224338,636135,410837,09330,820133,9Речь автора9425,7629,915617,810234,94715,614925,7ИТОГО366100629100995100292100302100594100 Данные табл. 1 свидетельствуют, что почти в половине случаев доминантные глаголы употребляются обоими авторами в составе ремарок, вводящих прямую речь (ПР); реже, но почти с равной частотностью, они используются в речи персонажей (минус 1,4 % словоупотреблений в прозе В. Вересаева по сравнению с прозой А. Куприна). Что же касается контекстов третьего типа, то нельзя не заметить, что базовые глаголы говорить / сказать преобладают в авторской речи произведений В.В. Вересаева почти с той же разницей (около 8 %), с какой они преобладают в ремарках в прозе А.И. Куприна (около 6 % словоупотреблений).
Как мы уже отметили, анализ словоупотреблений базовых глаголов поля проводился нами в лексикоцентрическом аспекте, в рамках которого нас интересовали все случаи употребления этих лексем. Сопоставив текстовые и, если можно так сказать, "словарные" значения лексем говорить / сказать, мы смогли получить представление об их общем семантическом диапазоне и сделать вывод об их функциональной нагрузке в анализируемых текстах.
Прежде всего изложим наблюдения над функционированием лексем говорить / сказать в соответствии со значениями, зафиксированными толковыми словарями. В процессе работы мы опирались в основном на толкования ЛСВ базовых глаголов, предлагаемые "Словарем русского языка" в 4-х т. (МАС-2), в ряде же случаев обращались к данным "Словаря современного русского литературного языка" в 17-ти т. (БАС) как изданию, зафиксировавшему семантическую систему языка в состоянии, наиболее приближенном к художественной речи авторов конца XIX - начала XX вв.
Все словарные значения ядерных глаголов говорить / сказать в русском языке можно условно разделить на два типа: "речевые", обозначающие процесс речи, и "неречевые". Последние значения возникают на базе метафорических переносов: если при реализации речевого значения субъект действия - человек, то при неречевом - предмет. Такое разделение принципиально важно, так как неречевые значения идентификаторов поля говорения являются теми смысловыми нитями, которые связывают класс глаголов речи с другими СП, обеспечивая, таким образом, непрерывность лексической системы.
Рассмотрим прежде всего словоупотребления, реализующие речевые значения базовых глаголов*, начав с наиболее употребительных в текстах А. Куприна и В. Вересаева ЛСВ.
Как показывают наши наблюдения, базовые глаголы используются авторами преимущественно в значении, которое описывается словарной дефиницией "выражать в устной речи какие-либо мысли, мнения, сообщать факты и т. п.; произносить что-либо", закрепленной в МАСе за ЛСВ говорить3 и сказать1. Мы отметили 269 словоупотреблений говорить3 у Куприна и 203 у Вересаева, контексты с видовым коррелятом сказать1 в прозе Куприна встретились 497 раз, а Вересаева - 270. Но, как показал анализируемый материал, признать полностью соответствующими словарной дефиниции можно лишь немногие из этих словоупотреблений, в большинстве же случаев в контекстах актуализируются компоненты данного значения "выражать словесно", "сообщать" или "произносить", вычленяемые в словарной дефиниции. Речевое варьирование семантики базовых глаголов, связанное с актуализацией отдельных компонентов значения, мы проанализируем ниже, сначала же рассмотрим случаи использования ЛСВ говорить3 // сказать1 в полном семантическом объеме.
Полностью (нерасчлененно) значение в его словарном толковании реализуется преимущественно в конструкциях с прямой речью, в составе авторской ремарки, которая понимается нами широко: это не только ремарки автора произведения к высказываниям своих персонажей, но и комментирование одним персонажем речи другого персонажа (эти виды комментирования качественно отличны друг от друга, но с точки зрения синтагматики и стилистики). Согласно нашим наблюдениям, в полном семантическом объеме значение ЛСВ говорить3 // сказать1 реализуется в 113//344 контекстах произведений Куприна и 62//173 - Вересаева. Например: "Господа, Василий Терентьевич просил меня сообщить вам, что он берет все расходы по пикнику на себя, -- говорил Свежевский..." [К-1, 175]; "Дедушка Степан нюхает табак и с лукавою усмешкою говорит: "Ребята самовары ставят!" [В-2, 506] // "Так я и знал, - презрительно, со спокойной злобой сказал Андреа" [К-1, 192]; "Нарыв, веро