Ви є тут

Порівняння в ідіостилі М.О.Шолохова: функціонально-семантичний і прагматичний аспекти.

Автор: 
М\'яснянкіна Любов Іванівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0402U001370
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА ІІ
СЕМАНТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СРАВНЕНИЙ М.А.ШОЛОХОВА
Прагматическая функция языка непосредственно связана с его смысловой стороной, "...семантика в художественном тексте функционально неотделима от прагматики и референтная информация трансформируется в нем через интенцию автора в совокупное образование /139/76)". Система близких по значению слов детализирует фрагменты образной картины мира, помогает установить ее внутренние связи. Каждый элемент в художественном тексте является эстетически значимым. Каждая языковая единица вносит определенный вклад в воплощение замысла автора художественного произведения.
Проникновение в художественный мир М.А.Шолохова, выявление функции сравнений в его произведениях предполагает описание семантических типов компаративных конструкций, выявление частотности того или иного типа в романах писателя, "...здесь может открыться много интересного в плане изучения психологии творчества /301/77)". Как справедливо отмечает Ю.И.Левин, "при изучении модели мира какого-либо автора представляет интерес, что с чем он сравнивает /144/78)".
Семантика сравнений всегда привлекала внимание исследователей художественного стиля речи, однако ее описание имело в большинстве случаев бессистемный характер. Так, В.И.Дьяконов [71] для обобщения значения компонентов компаративной конструкции использует как родовые (птица, дерево), так и видовые (куропатка, береза) понятия. Х.Д.Леэметс [148] выделяет четыре семантических класса предмета сравнения: природа, человек, вещи, животный мир. Нарушение системности проявляется в том, что первый и второй классы автор разделяет на группы (вода, воздух, свет, растительность; внешность, поведение, психическое состояние человека), третий и четвертый классы не анализируются. В.В.Образцова [195], характеризуя лексический состав предметов сравнения С.Есенина, считает самой значительной группой слова, обозначающие явления и состояния окружающей природы. В эту группу она включает названия астрономических понятий (луна, солнце), атмосферных явлений (ветер, снег). Наименования растений остаются за пределами данного семантического класса. Названия предметов В.В.Образцова делит на группы лишь при описании образа сравнений (предметы домашнего обихода, сельскохозяйственная техника и т.д.). При характеристике левой стороны сравнения слова, имеющие ту же семантику, на группы не разделяются. Подобная бессистемность присуща большинству исследований, посвященных анализу семантики компонентов сравнения. Избежать ее поможет представление семантики сравнений в виде системы взаимодействующих семантических полей.
Анализируя разнообразные отношения, которыми каждое слово связано с сотнями других слов, лингвисты употребляют термины "семантическое (лексико-семантическое) поле", "семантический класс", "лексико-семантическая группа", "тематическая группа", "ассоциативное поле", "понятийное поле"; реже встречаются термины "образное поле" (В.П.Григорьев), "орнаментальное поле", "текстовое поле" (Л.А.Новиков), "тропеическое поле" (А.В.Емец). При описании семантики компонентов сравнения будем пользоваться терминами "семантическое поле" (СП) и "лексико-семантическая группа" (ЛСГ). Не останавливаясь на истории изучения этих понятий в лингвистической литературе (она подробно изложена в монографии Ю.Н.Караулова [96], коллективном исследовании "Полевые структуры в системе языка" [214], статьях Н.Г.Долгих [67], Е.Л.Кривченко [128], В.В.Левицкого [145] и др.) приведем их дефиниции, которыми будем пользоваться.
"Семантическое поле - иерархическая структура множества лексических единиц, объединенных общим (инвариантным) значением и отражающих в языке определенную понятийную сферу /190/79)". "Семантическое поле должно иметь определенное соответствие в структуре мышления носителя языка /96/80)"; слова, входящие в его состав, предопределяют значение друг друга.
Наиболее убедительными являются те дефиниции, в основу которых положено несколько признаков. Так, Т.А.Космеда основными признаками СП считает наличие семантического инварианта, дифференциальных семантических признаков, иерархической зависимости семантических признаков, наличие внутриполевых лексико-семантических групп, центра и периферии, ассоциативных связей с единицами других СП /121/81). П.Н.Денисов к главным свойствам СП относит целостность, обширность, упорядоченность и взаимоопределяемость элементов, произвольность, непрерывность /64/82). Наиболее полное описание признаков СП приведено в исследованиях В.В.Левицкого [145, 146], который выделяет их путем сопоставления таких семантических классов, как семантическое поле, лексико-семантическая группа, тематическая группа, синонимический ряд, антонимический ряд. Подобное сопоставление позволяет выявить такие особенности СП: 1) элементы СП объединены общностью внеязыковых связей; 2) СП включает в свой состав слова одного порядка - либо с абстрактным, либо с конкретным значением; 3) СП обозначает как дискретные, так и недискретные объекты; 4) идентификатор СП находится вне поля и обозначает родовое понятие, по отношению к которому все члены поля являются видовыми понятиями; 5) элементы поля объединены одной семой, они находятся в отношениях дополнительной дистрибуции.
Лексико-семантическая группа - это "единицы одной части речи", имеющие общую классификационную сему (архисему, классему).../185/83)". Часто наблюдается отождествление понятий "тематическая группа" (ТГ) и "лексико-семантическая группа" (ЛСГ). Большинство исследователей считает, что ТГ и ЛСГ являются частным случаем СП и входят в него как составная часть. "Однородные в смысловом отношении единицы последовательно объединяются в лексико-семантические группы, или элементарные микрополя (относительно замкнутые ряды слов одной части речи), подклассы, классы, классы классов, семантические макросферы и т.д., образуя сложную многомерную иерархическую систему взаимосвязанных С.п., границы которых относительны и часто определяются той или иной исследовательской задачей или установкой /190/84)". Следует, однако, им