Ви є тут

Мовностилістична організація роману Ф.М.Достоєвського "Принижені і зневажені"

Автор: 
Лук\'янова Ганна Валентинівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
3406U004390
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО «Я»
В РОМАНЕ «УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ»
2.1. Стилистико – речевые средства выражения позиции
повествователя
Роман Ф. М. Достоевского « Униженные и оскорбленные» был написан в 1860-61
годах. В этом первом «большом романе», как его называл в письмах к друзьям и
брату сам Достоевский, проявился с большой силой неповторимый стиль писателя –
художника, философа, мастера увлекательного повествования и построения сюжета.
В этом произведении писатель снова обращается к повествованию от первого лица,
- форме, использованной им в более ранних произведениях - «Белые ночи»,
«Неточка Незванова», «Село Степанчиково и его обитатели», (форма изложения от
первого лица представлена и в «Бедных людях»). Однако стилистическая
организация романа «Униженные и оскорбленные» оказывается значительно более
сложной по сравнению с ранними произведениями писателя. « Униженные и
оскорбленные» явились первым подходом к новому типу романа, охарактеризованному
исследователями как роман «полифонический» и «идеологический»: в нем
усложняется структура повествования, разнообразнее, драматичнее становится
сочетание речи повествователя и «чужих» высказываний, включенных в ее
контекст.
В романе «Униженные и оскорбленные» представлено главным образом
субъективированное повествование, пронизанное личной точкой зрения
повествователя, его экспрессией. Персонифицированный (диегетический)
повествователь в форме 1-го лица ед. числа непосредственно входит в мир текста
и является одним из его персонажей. Это рефлектирующий повествователь, он
биографически связан с персонажами, о которых ведет рассказ; он участвует в
происходящих событиях, анализирует их, комментирует, дает им оценку, он
формирует у читателя определенное представление о самом себе, его речевой (и
рефлекторный) план доминирует в тексте. Рассказчик - профессиональный
литератор, для которого описывание всего происходящего с ним и близкими ему
людьми является обычной формой деятельности. Поэтому в романе представлено
нормативное повествование, оформленное литературной речью, - рассказ
интеллигентного человека, принадлежащего к близкому автору кругу. Различные
словесно-стилистические средства, использованные рассказчиком для обрисовки
образов, эмоционально-экспрессивное освещение последних, разнообразные приемы
стилистической дифференциации речей персонажей, - все это усложняет
экспрессивно–речевую структуру повествующего субъекта, позволяет говорить о
близости, а нередко и совпадении ликов рассказчика- профессионального
литератора и автора – писателя в романе. Таким образом, применительно к
«Униженным и оскорбленным» можно говорить о достоверном персонифицированном
повествователе, чьи суждения соответствуют взглядам и убеждениям автора. (Более
того, в «Униженные и оскорбленные» Достоевский поместил большое количество
автобиографического материала, ранее не представленного вниманию читателя.
Здесь находим воспоминания писателя о своей нелегкой литературной молодости , о
работе над «Бедными людьми», их читательском успехе, статьях Белинского (
«критика Б»).
Основная позиция, с которой рассказчик-повествователь ведет повествование, –
позиция непосредственного наблюдателя. Но эта позиция сочетается время от
времени с позицией стороннего наблюдателя, а также с позицией, близкой к
всеведению.
С позиции непосредственного наблюдателя в романе дается характеристика героя
при первом его представлении. Наряду с выразительными наглядно-зрительными
приметами внешности обязательно отмечается впечатление повествователя от
наружности героя. Ср. портрет Митрошки: « Митрошка был с виду парень довольно
оригинальный. В своей поддевке, в шелковой красной рубашке, с резкими, но
благообразными чертами лица, еще довольно моложавый, смуглый, с смелым
сверкающим взглядом, он производил и любопытное и не отталкивающее впечатление»
[76, III, 267 – в дальнейшем указываются только том и страницы этого издания].
Активны здесь согласованные и несогласованные определения с предлогами с, в; в
изображении портрета Александры Семеновны субъективно-выразительными являются
уменьшительно-ласкательные формы прилагательных и существительных: «Мне
отворила прехорошенькая девушка лет девятнадцати, очень просто, но очень мило
одетая, очень чистенькая и с предобрыми веселыми глазками» [III,272].
Проницательный непосредственный наблюдатель, опираясь на свои знания и опыт,
высказывает психологически тонкие суждения о внутреннем мире героя. При этом
время от времени привлекается точка зрения гипотетического читателя:
повествователь как бы побуждает читателя представить себя непосредственным
участником описываемой сцены, передает ему функции наблюдателя.
«Непосредственный наблюдатель, хотя и находится в тех же условиях, что и герой,
отличается от последнего степенью широты поля зрения и степенью
проницательности взгляда, глубины проникновения в наблюдаемые явления» [73,
56]. Ср., например, описание портрета князя Валковского [III,245], Алеши [III,
201-202], Кати [III,348-349] (подробный анализ см. в разделе «Стилистические
приемы построения образов персонажей в романе «Униженные и оскорбленные»).
Нередко при описании внешности персонажа сфера знания рассказчика расширяется
до проникновения во внутренний мир героя. Ср. высказывания об Алеше: «Он был
слаб, доверчив и робок сердцем; воли у него не было никакой. Обидеть, обмануть
его было бы грешно и жалко, так же как грешно обмануть и обидеть ребенка. Он
был не по летам наивен и почти ничего не понимал из действитель