Ви є тут

Методика навчання майбутніх викладачів технічних дисциплін проектуванню дидактичного матеріалу

Автор: 
Брюханова Наталія Олександрівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
3402U003404
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА...........................................
812.1. Цели и содержание обучения будущих преподавателей технических дисциплин проектированию дидактического материала...........................................................................................
812.2. Способы обучения будущих преподавателей технических дисциплин проектированию дидактического материала.........
97 Выводы по разделу 2......................................................... 1163. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.................................................................................
119 3.1. Задачи и условия проведения эксперимента....................... 1193.2. Определение состояния традиционной системы обучения будущих преподавателей технических дисциплин проектированию дидактического материла............................................
1313.2.1. Определение влияния качества дидактического материала на продуктивность педагогической деятельности.
1323.2.2. Оценка традиционной методики обучения будущих преподавателей технических дисциплин проектированию дидактического материала..........................................
1373.3. Экспериментальная оценка процесса деятельности по проектированию дидактического материала............................
1423.4. Экспериментальная проверка эффективности разработанной методики обучения будущих преподавателей технических дисциплин проектированию дидактического материала.........
1543.4.1. Порядок проведения эксперимента и выбор его условий..........................................................................................
1573.4.2. Математическая обработка результатов эксперимента.............................................................................................
169 Выводы по разделу 3........................................................................... 193ВЫВОДЫ............................................................................ 198СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 203ПРИЛОЖЕНИЯ (2Т)...............................................................

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и целесообразность исследования. Становление Украины как самостоятельного, независимого государства возможно при условии создания качественно новой системы национального образования. Движущей силой этого процесса должны стать педагогические работники, поэтому сегодня внимание следует сосредоточить на подготовке нового поколения педагогов, которые бы владели высокой культурой и профессиональной квалификацией. Одним из направлений выполнения этого задания является глубокое реформирование процесса подготовки преподавателей технических дисциплин, чья деятельность опосредованно отражается на состоянии всех отраслей экономики. Именно этим преподавателям доверено обучение и воспитание рабочих разных специальностей, которым необходимо владеть тем комплексом знаний, умений и навыков, что позволит им свободно чувствовать себя на рынке труда. На решение этих задач направлены законы Украины "Об образовании", "О профессионально-техническом образовании", "О высшем образовании", Указы Президента о неотложных мерах по совершенствованию профессионально-технического образования в стране, документы Правительства и Министерства образования и науки Украины.
Реализация социального заказа общества на формирование у будущих преподавателей технических дисциплин умений предусматривать, прогнозировать, анализировать и выбирать рациональные пути и средства обучения требует разработки новых учебных программ, применения современных концепций обучения. Однако решение этой проблемы сдерживается недостаточным уровнем изучения вопросов, которые связаны с разработкой методики обучения будущих специалистов проектированию дидактического материала. Под проектированием дидактического материала в данном случае понимается предварительная разработка документа, который в виде плана изложения учебной темы, текста или конспекта по теме отражает содержание обучения в соответствии с требованиями организации учебного процесса. Эта деятельность приобрела актуальность вследствие масштабной реорганизации промышленных предприятий, обращения их к нетрадиционным формам хозяйствования и потому - изменения требований к современному рабочему. Сегодняшний рабочий должен квалифицированно использовать новые средства производства, грамотно решать правовые, экономические, экологические вопросы. Чтобы обеспечить рынок труда квалифицированными выпускниками профессиональных учебных заведений, открываются новые специальности, вносятся изменения в учебную документацию и методическое обеспечение учебного процесса. Изучение новых вопросов требует дополнительных временных затрат в работе преподавателя, что невозможно при неизменных сроках подготовки работников производства. В то же время новые вопросы содержания обучения не находят достаточно полного и качественного отражения в учебной литературе. Часто сведения, которые предлагаются, являются устаревшими, неточными, а способы их представления не отвечают дидактическим требованиям. Совершенствование содержания обучения требует от преподавателя технических дисциплин умений осуществлять проектирование дидактического материала, которое предусматривает структурирование учебного материала, поиск необходимой информации и выбор способов ее трансформации в учебный предмет. Эти умения формируются у будущего педагога в технических и инженерно-педагогических учебных заведениях.
Вопросы обучения работе с информацией будущих преподавателей общеобразовательных учебных заведений исследуются в работах Ю.К.Бабанского, В.Г.Бейлинсона, Л.Ю.Березиной, А.Б.Варнавских, К.А.Гадельшина, А.В.Гетмановой, В.Графа, В.Н.Дворянинова, И.И.Ильясова, И.Я.Лернера, В.Я.Ляудис, Н.Г.Никитина, М.М.П