Ви є тут

Феномен агресії в людському досвіді: соціально-філософський вимір

Автор: 
Чеботарьова Наталія Василівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U000462
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2. Агрессия как социальный феномен
Исходя из человеческого опыта, в общепринятое понятие зла вкладываются все
представления о безнравственном и антигуманном. Понятие зла многомерное, оно
охватывает все негативные явления: агрессию и насилие в любой форме,
жестокость, воровство, ложь, обман и т.д. Там, где есть большое историческое
зло (войны, конфликты, преследования инакомыслящих, разделение людей по
национальным, религиозным, этническим или классовым признакам), там обязательно
проявляется и зло малое, повседневное, укорененное в сознании и в психологии
людей в виде нравов, привычек – хамство, грубость, эгоизм, равнодушие, глухость
души, жестокость и т.д. "Бойся не того, кто совершает зло, а равнодушных, с
чьего позволения это зло совершается" – вот истина, идущая из глубины веков,
которая объясняет зло, исходящее от человека. Зло многолико. Масок, чтобы
скрыть его сущность, бесчисленное множество. Сегодня зло исходит от больного
общества, которое по словам Ш. Бодлера "источает злодеяние". А больное общество
не может иметь здоровую основу. Поэтому анализ агрессии как формы проявления
зла представляет собой важную онтологическую и мировоззренческую проблему, в
которой кроются истоки болезни общества и ее рецидивы на разных исторических
этапах его развития.
2.1. Агрессия как форма проявления зла и его природа
Вопрос о природе зла органически связан с проблемой сущности морали –
фундаментальной проблемой этики. Если мораль представляет собой какую-то
сущностную сторону бытия, то, очевидно, и зло – не простая видимость или
продукт субъективной точки зрения, а нечто, противостоящее бытию и придающее
ему ложные, искаженные и уродливые формы. "Зло – категория философская,
выражающая нравственно-отрицательную сторону в действиях и поступках человека.
Это моральное зло, ему противоположно добро. Социальное зло – понятие, под
которое подводится вся совокупность процессов, явлений, действий,
противоречащих интересам и жизненным потребностям человека и общества" [99,
с.95].
С древнейших времен мыслителей волновали вопросы: Что такое зло, является ли
оно естественным объективным состоянием человека, где оно обитает, в вещах или
в душе, как зло соотносится с добром, существует ли зло без добра и наоборот.
Так Н. Бердяев отмечал, что "существование зла – есть величайшая тайна мировой
жизни и величайшее затруднение для официальной теологической доктрины и для
всякой монистической философии" [16 с.299]. Весьма затруднительно
рационалистическое решение проблемы зла, указывает русский философ. Остается
лишь надеяться и верить, что зло не имеет изначально самостоятельного
собственно онтологического бытия, и как таковое, не укоренено в самой
реальности, а выступает фрагментом жизни, устремленной в целом к добру. Добро и
зло не рождаются безотносительно к человеку. Едва возникает вопрос, в чем
истоки зла, мысль неотвратимо обращается к философскому постижению человека:
добр ли он, зол ли он по самой своей природе. Уже в древнейшей философии мы
находим полярные точки зрения на эту проблему. Китайский философ Мэн-цзы
полагал, что человек изначально добр. Заставлять человека творить зло – значит
принуждать человека совершать нечто противоестественное. Человечность – это
сердце человека. Но вот и противоположная точка зрения Сюнь-цзы: Человек имеет
злую природу.
В истории философии было представлено множество пониманий сущности зла.
Онтологический анализ этических концепций зла сводит их к четырем типам:
этическому абсолютизму, этическому конвенциализму, имморализму и
диалектическому объяснению зла. Рассмотрим эти обозначенные концепции зла.
Абсолютистская концепция зла строится на онтологизации добра (блага) и
толковании зла как чего-то по сути своей чисто отрицательного,
противоборствующего бытию и искажающего его, противоположность зла и добра
носит абсолютный характер. Подобное понимание зла развивалось в рамках
объективно-идеалистической философии и религии. Своеобразные конструкции
этического абсолютизма обнаруживаются в этике Сократа, Платона, Аристотеля,
стоиков, в христианской теологии, в религиозном учении манихеев, у Р. Декарта,
Г.-В. Лейбница, И. Канта. Основной недостаток такого типа концепций – в их
отрыве от реальных нравов. В рамках этического абсолютизма и других названных
подходов разработано много различных, порою прямо противоположных концепций
зла, его сущности и происхождения. Поскольку зло – предмет весьма сложный и
многоликий, попробуем выделить наиболее характерные его определения.
Самым архаичным способом понимания зла является, по-видимому, выделение особого
духа, божества или субстанции, выступающих источником всех бед и несчастий в
мире. Этот способ понимания уходит корнями в первобытную мифологию. Развернутое
выражение он нашел в религии древних персов – зороастризме. Мировая история,
согласно данной религии, представляет борьбу Аримана (Ангро-Майнью) и Ормузда
(Ахурамазда) – духа-разрушителя и духа-созидателя, злого и доброго богов,
абсолютного зла и абсолютного добра, тьмы и света. Утверждалось, что борьба
этих двух начал завершится победой добра. Все благое в мире создано
Ахурамаздой, а все скверное и вредное для человека сотворил Ангро-Майнью. [152,
с.71-72]. Зороастризм – крайняя форма противопоставления добра и зла. Близким к
нему по смыслу способом понимания зла было выведение его из материального
телесного, вещественного начала. Такое понимание, представляющее собой шаг
вперед от мифологии к философии, основано на резком противопоставлении души и
тела. В западноевропейскую культуру оно внесено пиф