Ви є тут

Побудова тренувальних занять змагальної спрямованості кваліфікованих спортсменок у фехтуванні на шпагах

Автор: 
Ясько Лілія Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U003053
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования
Учитывая актуальность проблем научного обоснования совершенствования системы тренировочных циклов соревновательной направленности квалифицированных спортсменок в фехтовании на шпагах, нами были проведены исследования в естественных условиях плановых тренировочных занятий с боевой практикой.
Исследования проводили в три этапа:
I этап - ноябрь 1998 года - май 1999 года.
II этап - июнь 1999 года - декабрь 2001 года
III этап - январь 2002 года - июль 2002 года
На первом этапе исследований проведен анализ литературы по вопросам подготовки спортсменов в фехтовании и, в частности, в фехтовании на шпагах среди женщин. Осуществлён опрос и анкетирование спортсменок данной специализации с целью изучения особенностей становления и протекания у них менструальной функции, субъективной оценки своего функционального состояния в предменструальную и менструальную фазы цикла, характеристики спортивных результатов в этот период. В беседах с ведущими тренерами Украины определено их мнение относительно актуальности настоящей работы.
На втором этапе исследований изучена структура современных систем проведения соревнований различного ранга в фехтовании. Параллельно проанализированы формы организации тренировочных занятий соревновательной направленности, моделирующих условия официальных соревнований в учебно-тренировочном процессе квалифицированных фехтовальщиц. Составлен и апробирован собственный принцип построения тренировочного занятия, моделирующего условия проведения официальных ответственных соревнований на основании данных констатирующего эксперимента и выявленных модельных несоответствий. Определено влияние специфической нагрузки в разных условиях организации тренировочных занятий соревновательной направленности на психофизиологическое состояние и уровень специальной работоспособности спортсменок в динамике менструального цикла.
На третьем этапе проведен анализ полученных результатов, выявлены общие закономерности динамики исследуемых показателей на основании методов математической статистики.
В процессе корреляционного анализа определены уровни взаимосвязи и взаимозависимости исследуемых показателей, их информационная значимость.
На завершающем этапе анализ результатов собственных исследований позволил сделать выводы и практические рекомендации относительно оптимизации построения тренировочных занятий соревновательной направленности квалифицированных спортсменок в фехтовании на шпагах.
В исследовании приняли участие 34 спортсменки высокой квалификации, специализирующиеся в фехтовании на шпагах и принимающие участие в соревнованиях национального ранга. Среди обследованных спортсменок: мастер спорта международного класса - 17,65%, мастер спорта - 20,59%, кандидат мастера спорта - 52,93% и I разряд - 8,83%. Возраст спортсменок от 15 до 29 лет, стаж систематических занятий спортом - 6-17 лет.
Во время тренировочных занятий с боевой практикой, проводимой по предлагаемому нами принципу принимали участие 12 фехтовальщиц, имеющих квалификацию мастера спорта и кандидата мастера спорта. Для оценки взаимосвязи психофизиологического состояния и специальной работоспособности комплексный контроль проведен на 7 спортсменках, входящих в состав и являющихся ближайшим резервом юношеской сборной команды Украины по фехтованию на шпагах. Возраст девушек - 15-17 лет. Состояние здоровья всех обследуемых спортсменок в пределах физиологической нормы. Данные исследования проводились с учётом биологических особенностей женского организма на протяжении двух менструальных циклов. Количество проведенных обследований - 9330.
2.2. Методы исследования
Управление технико-тактической подготовкой спортсменов строится на научно обоснованной системе педагогического контроля за их соревновательной деятельностью спортсменов. При этом, эффективность процесса управления зависит прежде всего от результатов контроля (объёма и качества полученной информации). Это, в свою очередь, обусловливается применением объективных методов сбора информации, определением объекта контроля и использованием критериев оценки [32, 85].
При решении поставленных в работе задач использовались следующие методы:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.
2. Анкетирование.
3. Педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью.
4. Педагогический эксперимент.
5. Физиологические и психофизиологические методы исследования.
6. Методы математической статистики.

2.2.1. Анализ и обобщение научно-методической литературы
Осуществляя анализ научной и научно-методической литературы, основное внимание уделялось тем современным представлениям, которые позволили определить наиболее прогрессивные взгляды на проблемы организации и планирования тренировочного процесса в фехтовании, и в фехтовании на шпагах среди женщин, в частности.
Анализ отечественных и зарубежных источников проведен с целью познания положений теории и практики по изучаемым нами вопросам; анализу были подвергнуты учебники, методические пособия, научно-методические материалы, в которых освещены вопросы методики тренировки в фехтовании и других видах спорта. Было уделено внимание изучению вопросов физиологических особенностей организма женщин, динамике специальной работоспособности спортсменок различных специализаций в разные фазы МЦ. Анализ научно-методической литературы, изучение опыта ведущих спортсменок и тренеров позволили систематизировать мнение специалистов по вопросу необходимости внесения коррекции в программу построения тренировочных занятий соревновательной направленности квалифицированных спортсменок в фехтовании на шпагах, а также выдвинуть рабочую гипотезу, обосновать задачи исследования и определить наиболее информативные методы контроля текущего состояния спортсменок.
2.2.2. Анкетирование
Метод анкетирования использовали для определения гинекологического статуса спортсменок. Посредством данного метода получена информация