Ви є тут

Балада й специфіка її перетворення у західноєвропейському музичному романтизмі

Автор: 
Жимолостнова Вероніка Вікторівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U003183
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2 РОМАНТИЧЕСКАЯ ВОКАЛЬНАЯ БАЛЛАДА 124
2.1 Баллады английских композиторов 129
«Пропавшее сокровище» С. Гибса 132
«Девушка из Лаймхауз Рича» М. Хеда 134
«Линден Ли» Р. Воан-Уильямса 135
2.2 Баллады французских композиторов 137
«Смерть Офелии» Г.Берлиоза 142
«Разбитая ваза» С. Франка 144
«Пленница» Э. Э. Лало 146
«Песенка о маленьких утятах» Э. Шабрие 148
2.3 Баллада немецких композиторов 149
«Рыцарь Тогенбург» Ф. Шуберта 158
«Крысолов» Ф. Шуберта 160
«Идальго» Р. Шумана 161
«Никсе русалка» Г. Вольфа 163
«Покинутая» Г. Вольфа 165
2.4 Баллада польских композиторов 166
«Воевода» 169
«Черный крестик» 172
2.5 Итоги рассмотрения западноевропейских романтических вокальных баллад 174
ВЫВОДЫ 176
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 188
ПРИЛОЖЕНИЕ А 195
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.УКРАИНСКАЯ БАЛЛАДА 195
ПРИЛОЖЕНИЕ В.РУССКАЯ БАЛЛАДА 195
ВВЕДЕНИЕ
Каждая эпоха, как известно, отмечена своими особенностями, но существует
обязательная константная проблема для любого временного континуума. А именно,
на границе свободы волеизъявления личности и желания социума всегда будут
происходить столкновения интересов большинства, всегда более консервативного и
несколько схематизированного с неповторимостью индивидуальности. Результаты
такого взаимодействия могут быть непредсказуемы: от простого, мелкого
конфликта, нервного срыва до неадекватного, с точки зрения общепринятых морали
и этики, поведения, активных действий, вплоть до убийства или самоубийства.
Подобные события производят на окружающих неизгладимое впечатление, побуждая
зафиксировать их в любой произвольной форме вербального типа в назидание
потомкам. Естественно, что такие свидетельства содержат в себе определенный
авторский вымысел и становятся самостоятельными художественными произведениями,
которые, в свою очередь, по мере накопления образцов оформляются в определенные
жанры. Собственно одним из них и является жанр баллады.
На протяжении веков содержание баллад опирается, прежде всего, на
общечеловеческие ценности – любовь, дружбу, верность, честь, на взаимоотношения
добра и зла. Эти категории, хотя и модифицируются вместе с изменениями в
мировоззрении и мировосприятии среднего европейца, все же остаются краеугольным
камнем в построении общечеловеческой коммуникативности. Человека всегда будут
волновать проблемы внутрисемейных взаимоотношений, природа предательства,
аспекты так называемой «надежности» личной чести, понятие «достоинства» и его
сохранения, верность слову или клятве. Поэтому, интерес к жанру баллады в
европейской культуре и родственных ей ориентальных культурах не ослабевает на
протяжении веков. При этом, самым мощным по обилию художественного материала,
стилевому разнообразию, ярко выраженной ментальной психологии и этике является
жанр фольклорной баллады, оказывающий непосредственное и доминирующее влияние
на ее дальнейшее развитие в художественном творчестве.
Совершенно очевидно, что аналитический подход к рассмотрению жанра фольклорной
баллады в данном случае должен быть не фольклористским по двум причинам.
Во-первых, фольклорной балладной традиции посвящены крупные фольклористские
монографии известных и всеми уважаемых исследователей стран Европы. То есть,
фольклористский анализ жанра баллады практически полностью проведен. Во-
вторых, собственно специфика данной работы, основанная на изучении
преемственности жанра романтической вокальной баллады с фольклорной традицией,
вынуждает рассмотреть фольклорную балладу при помощи традиционного
музыковедческого анализа. Без его результатов просто невозможно конкретно
указать, что именно воспринимает романтическая вокальная баллада от фольклорной
традиции. Невозможно также избежать аналитического рассмотрения непосредственно
литературного содержания и драматургического развития балладных сюжетов. Это не
литературоведческий и не семантический анализ текстового материала баллад,
проведенный, в свою очередь, большим количеством
исследователей-литературоведов. Следует отметить, что изучение семантики и
интонационной риторики музыкального текста отдельно от поэтического ряда в
произведениях, изначально основанных на синтезе музыкального и поэтического
материала, значительно искажает результаты исследования. Поэтому при изучении
стилистических модификаций и результатов синтеза жанра баллады с другими
сходными вербальными явлениями рассматривается музыкально-поэтический комплекс
средств выразительности, характеристика особенностей сюжетов и их
драматургическое развитие.
На протяжении всей истории существования баллады как музыкально-поэтического
жанра остаются константными некоторые имманентные признаки, позволяющие
отличать балладу от других, развивающихся параллельно жанров. А именно:
– драматургия баллад, основанная на событиях, вызванных острыми конфликтами
внутри узкого круга людей, которые связаны между собой родственными, дружескими
или любовными отношениями, и практически всегда оканчивающимися смертью одного
из участников конфликта;
– принцип психологического отношения к категориям времени и пространства,
затрагивающего всегда очень короткий промежуток времени, в котором происходят
основные события, и узко очерченное пространство, давно знакомое героям
баллад;
– наличие сходных сюжетов как в фольклорных, так и в романтических балладах,
общих для всего европейского региона (аналогичные совпадения присутствуют и в
балладах ХХ в.);
– обращение в балладах, за редким исключением, к образам обыкновенных
нормальных людей, попавших в экстремально-психологическую или
экстремально-событийную обстановку.
При этом фольклорные баллады испытывают довлеющее влияние национа