Вы здесь

Особливості передзмагальної підготовки кваліфікованих лижників-гонщиків з урахуванням участі в класичних та ковзанярських гонках

Автор: 
Котляр Сергій Миколайович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2004
Артикул:
0404U000559
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Общая характеристика методов исследований
Для решения задач, поставленных в диссертационной работе, были использованы следующие методы исследования:
1. Методы теоретического анализа и обобщения научно-методической литературы.
2. Педагогические методы исследований и эксперимента.
3. Медико-биологические и биохимические методы исследования.
4. Вычислительные, статистические и другие методы количественного анализа и формализованного представления данных.

2.1.1. Методы теоретического анализа и обобщения научно методической литературы использовались в процессе изучения состояния вопроса, формирования рабочей гипотезы и постановки цели исследования, а так же при составлении экспериментальной программы и обсуждение полученных результатов. Анализировались работы отечественных и зарубежных авторов по теории и методике тренировки в лыжных гонках и других циклических видах спорта. Кроме этого изучался материал по другим дисциплинам - физиологии, биохимии, медицине и математической статистике [3, 18, 28, 34, 40, 59, 76, 100, 109, 126, 132, 152, 156, 163, 167, 169, 172, 192 и др.], которые позволили более глубоко рассматривать исследуемые вопросы.
Основное внимание уделялось выяснению закономерностей адаптации организма в процессе спортивной подготовки и становления спортивной формы в микроциклах, а также методики непосредственной подготовки к соревнованиям. Изучение и анализ литературных источников позволил рассмотреть имеющиеся научно - практические разработки в подготовке лыжников-гонщиков, в которых исследуемое нами направление рассмотрено недостаточно.
Наряду с этим, изучались вопросы, связанные с основами контроля и управления тренировочным процессом, моделированием и программированием [5, 14, 21, 41, 47, 60, 66, 73, 84, 90, 102, 103, 106, 115, 116, 119, 125, 130, 145, 155, 161, 162, 168, 196, 206, 210, 211 и др.].
В процессе работы над диссертацией было изучено и проанализировано около 500 источников литературы, 229 из которых представлены в списке использованной литературы.
Аналитический обзор литературных данных представлен в I-ом разделе работы. Нами определено состояние теоретической и экспериментальной разработки проблемы предсоревновательной подготовки в лыжном спорте, конкретизирована постановка проблемы исследования, определена рабочая гипотеза и направления ее решения.

2.1.2. Методы педагогического исследования.
Интервьюирование и опрос тренеров и спортсменов. При обобщении опыта передовой спортивной практики учитывались точки зрения передовых отечественных и зарубежных тренеров и спортсменов. Интервьюирование и опрос проводились по разработанным опросникам (приложение А) с целью выявления требований по ряду вопросов: а) использования различных стилей передвижения у лыжников высокой квалификации (классических и коньковых) в одном тренировочном занятии и микроцикле; б) эффективности применения предсоревновательной подготовки с учётом участия в классических и коньковых гонках (формы анкетного опроса представлены в приложении). Данные опроса помогли глубже и разностороннее изучить и обобщить интересующие нас вопросы.
Сбор анкетных данных, а также беседы с тренерами и спортсменами проводились в процессе соревнований и тренировочных сборов в городах Харькове, Сумах, Чернигове, Киеве, Тысовце, Ворохте, Воронеже, Кировске, Мурмонске и др. Всего были опрошено более 100 тренеров и спортсменов.
Анализ дневников самоконтроля и тренировочных планов. Содержание дневника взято из работ [70, 117] и приведено в приложении Б. Всего проанализировано более 70 дневников учета тренировочного процесса квалифицированных лыжников-гонщиков, включая и членов сборных команд Украины.
Педагогические наблюдения. На всех этапах исследовательской работы нами широко использовался метод педагогических наблюдений [124, 131, 171, 173]. Объектом этих наблюдений были квалифицированные лыжники-гонщики и их непосредственная подготовка к соревнованиям
Хронометраж. В педагогическом эксперименте, фиксировалось время прохождения соревновательных дистанций и отдельных ее участков.
Киносъемка проводилась аппаратом "Красногорск-3" с электрическим приводом с частотой съемки 48 кадров в секунду. Для уменьшения погрешности измерений и вычислений одновременно с киносъемкой оптико-электронным секундомером фиксировали время преодоления спортсменом исследуемого отрезка дистанции (t1), поскольку частота съемки (n1) не всегда соответствует заданной (n2), истинная частота съемки определялась по формуле:
n1 = n2 ? (t1•t2-1),
где t2 - время преодоления исследуемого участка, определенного по кинограмме.
Для определения реального расстояния, пройденного лыжниками, параллельно плоскости движения устанавливалась разметочная рейка с учетом отдаления от плоскости ее движения (рис.2.1). Чтобы найти искомое расстояние (АВ), необходимо определить стороны треугольника по следующий формуле:
АВ = (ОА?ОВ) • ОА-1
Во избежание перспективных искажений, которые зависят от угла сектора съемки (2f), при изменении пространственно-кинематических характеристик использовался объектив с максимальным для схемы данной кинокамеры фокусным расстоянием 69 мм и относительным отверстием 1:1,9. Кроме этого, для анализа выбирались шаги лыжников, ближайшие к месту съемки (ОА) - линии, перпендикулярной плоскости снимаемого движения. Сектор съемки не превышал 18?.
Для расчета пространственно-временных характеристик использовался фотоувеличитель "Ленинград 6У". Определение времени шага и его отдельных составляющих производилось по формуле 0,02?(n-1), предложенной М.Г.Шагиным [182], где 0,02 - промежуток времени между соседними кадрами при съемке частотой 48к•с-1, n - количество кадров, вместивших цикл или фазы одновременно одношажного конькового хода. Фазовый анализ производился по Х.Х.Гроссу [52]. Такая методика киносъемки и анализ кинограмм позволял не превышать доп