Ви є тут

Корекція рухових якостей дітей середнього дошкільного віку з порушенням зору

Автор: 
Ковиліна Вероніка Геннадіївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U002393
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ,
ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ
ЗРЕНИЯ
2.1. Методы и организация исследования
Для решения поставленных задач исследования был использован комплекс
педагогических и медико-биологических методов, включающий:
1. Анализ и обобщение литературных данных.
2. Педагогический эксперимент с использованием методик исследования
функционального состояния зрения, включающие:
- исследование остроты зрения;
- определение объёма абсолютной аккомодации глаза;
- исследование зрительной работоспособности (корректурная проба).
3. Исследование физического развития.
4. Исследование функционального состояния.
5. Исследование физической подготовленности.
6. Врачебно-педагогические наблюдения.
7. Методы математической статистики.
ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Для оценки физического развития определялись следующие показатели: длина и
масса тела, окружность грудной клетки, кистевая динамометрия, состояние осанки
и свода стопы.
Ведущими параметрами, отражающими состояние физического развития детей,
считаются длина тела, масса тела, окружность грудной клетки. Длина тела
является признаком, характеризующим ростовые процессы детского организма, масса
тела – свидетельствующим о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой
клетчатки, внутренних органов. Окружность грудной клетки также является одним
из основных показателей, используемым при оценке физического развития. Размеры
и форма грудной клетки подвержены значительным изменениям в ходе онтогенеза.
Длину тела (рост) измеряли при помощи деревянного ростомера. При измерении
ростомером ребёнок становился спиной к вертикальной стойке ростомера, касаясь
её пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голова ребёнка в положении, при
котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха расположены в одной
горизонтальной плоскости. Подвижную планку ростомера опускают до
соприкосновения с головой ребёнка. Измерение проводилось с точностью до 0,5
см.
Массу тела (вес) определяли при помощи взвешивания на медицинских весах.
Ребёнок стоял на середине весовой площадки, лицом к исследователю. Точность
измерения до 100 г.
При измерении окружности груди измерительную ленту на спине накладывали под
углом лопаток и спереди по нижнему сегменту околососковой окружности. Измерение
проводилось с точность до 0,5 см в состоянии покоя.
Кистевая динамометрия. Измерение силы правой и левой кисти производились
детским динамометром в положении стоя с выпрямленной и поднятой в сторону
рукой. Динамометр берётся в руку стрелкой к ладони. Во время теста ни
динамометр, ни кисть не должны касаться тела. Не разрешалось делать резких
движений, сходить с места, сгибать и опускать руку. Выполнялось 2 попытки,
сначала левой, затем правой рукой. Регистрировался лучший результат обеих
кистей.
СОСТОЯНИЕ ОСАНКИ
Осанка, т. е. привычная поза непринуждённо стоящего человека, отражает
особенности конфигурации тела. Осанка характеризуется положением головы,
надплечий, лопаток, конечностей, формой туловища, выраженностью изгибов
позвоночника, положением линии остистых отростков. Выраженность изгибов
позвоночника, формирующихся у детей в процессе роста и развития, имеет большое
физиологическое значение в связи с опорной и рессорными функциями позвоночника,
особенно при занятиях физическими упражнениями.
Формирование осанки и её изменение в постнатальном онтогенезе начинаются в
дошкольном возрасте и заканчиваются к периоду окончания роста. Осанка у детей
имеет ряд специфических возрастных особенностей. Так, у младших дошкольников
особенно выражен поясничный лордоз с увеличением угла наклона таза, грудной
кифоз, уплощение грудной клетки и выпячивание живота (Голубева Л.Г [72]).
При нормальной осанке оси головы и туловища расположены по одной вертикали,
перпендикулярной к площади опоры; тазобедренные и коленные суставы разогнуты,
выражены шейный, грудной и поясничный изгибы позвоночника, надплечья умеренно
развёрнуты и слегка опущены, лопатки симметричны и не выделяются, треугольники
талии симметричны, линия остистых отростков позвонков занимает среднее
положение, брюшная стенка плоская либо равномерно и умеренно выпуклая (Венгер
А.Л. [56]).
Чрезмерное увеличение или уменьшение выраженности изгибов позвоночника в
шейном, грудном и поясничном отделах приводит к таким нарушениям осанки, как
круглая (сутулая), кругло-вогнутая и плоская спина. Кроме нарушения осанки в
сагиттальной плоскости, нередко выявляются искривления позвоночника во
фронтальной плоскости (без морфологических изменений позвонков), обусловленное
слабым развитием отдельных групп мышц. В отдельную группу выделяется сколиоз,
при котором искривление позвоночника во фронтальной плоскости сопровождается
торсией позвонков и их морфологическими изменениями (Епифанов В.А. [136],
Каптелина А.Ф.. Лебедева И.П. [137]).
При осмотре учитывалось: 1) положение головы и очертания шейно-плечевых линий;
2) уровень стояния углов лопаток; 3) симметричность треугольников талии; 4)
положение линии остистых отростков; 5) наличие рёберного выпячивания и
“мышечных” валиков.
СОСТОЯНИЕ СВОДА СТОПЫ
Определение состояния свода стопы производили путём применения плантографии
(получение отпечатков стоп с помощью плантографа). Оценивали плантограмму по
методу В. А. Яралова-Яралянца [58].
Плантограф представляет собой деревянную рамку (высотой 2 см и размером 40х40),
на которую натянуто плотно и поверх него полиэтиленовая плёнка. Полотно снизу
смачивается чернилами или штемпельной краской. На пол под окрашенную сторону
плантографа