Вы здесь

Організаційно-економічне управління розвитком території

Автор: 
Єгоренко Тамара Василівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2004
Артикул:
0404U003524
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
СОВЕРШЕСТВОВАНИЕ ОГРАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИИ
2.1. Социально-экономические программы - составное звено
механизма управления развитием территории
Промышленность индустриальной территории представляет собой сложный многофункциональный комплекс, развитие которого происходит под действием укрупненных групп факторов:
требований общегосударственного развития, предъявляемых страной к промышленности региона в целях удовлетворения потребности в промышленной продукции. Составной частью общегосударственного развития является территориальное, определяющее ту его часть, которая реализуется непосредственно на территории (в районе, городе, области);
требований социально-экономического развития территории, включающих совокупность целевых установок и ресурсных ограничений, выполнение которых необходимо для обеспечения гармоничного развития территории. Социально-экономическое развитие территории не противоречит общегосударственному. Однако его интересы и интересы населения конкретной территории, могут и не совпадать с требованиями общегосударственного развития [28; 67; 79; 93; 102; 118].
Общегосударственное развитие формирует темпы и структуру производства промышленной продукции территории, исходя из современной роли территории в общественной системе разделения труда и стратегии государства в части размещения производительных сил по территории страны. Оно определяет специализацию промышленного производства территории, её технический уровень и потребность в ресурсах для изготовления продукции.
В свою очередь, социально-экономическое развитие территории формирует темпы и пропорции регионального хозяйства, необходимые для удовлетворения потребностей населения территории, исходя из стратегических и тактических задач достижения заданного уровня социально-экономического развития и с учётом роста населения, территории и расхода ресурсов. Сюда входят рациональные размеры и структура расхода ресурсов, требования к уровню технологии и техническому развитию производства и, как следствие последних, требования к специализации и профилизации, предприятий расположенных на территории производств [22; 74; 112; 138].
Для развития страны необходимо, чтобы общегосударственные и территориальные интересы были идентичны и сбалансированы. Это может осуществляться посредством социально-экономических программ, которые разрабатываются и выполняются как на уровне государства, так и регионов. Опыт их применения свидетельствует о больших возможностях экономических форм и методов управления, обеспечивающих концентрацию ресурсов и проведение широкой системы взаимосвязанных мероприятий для достижения поставленных целей. Вместе с тем, как показывает практика, когда нет системности и ответственного руководства в осуществлении крупных программ и отсутствует единый организационный механизм по координации ими, они не обеспечивают необходимых конечных результатов. Многие программы не могут быть успешно реализованы в рамках только отраслевых или территориальных форм управления.
В начале внедрения рыночной формы хозяйствования были высказаны предположения, что научные методы планирования и программное развитие страны в этих условиях неприемлемы. Рынок обеспечит пропорциональность и сбалансированность всех производственно-экономических и социально-экономических процессов и выведет государство на высокий уровень развития. Но реальная необходимость заставила обратиться к планированию, программированию, анализу и другим научным методам, которые способствуют развитию общественных систем.
Опыт хозяйствования высокоразвитых государств показал, что программный метод является одним из научных методов формирования перспективного развития общественных систем, основой которого является системный подход к организации управления. Программный метод является составной частью механизма управления, т.е. такой подход к решению возникших проблем, при котором в неразрывном единстве и взаимосвязи используются организационные, экономические, социальные, научно-технические, трудовые, материальные, природные, финансовые и информационные ресурсы.
Необходимость усиления значения и роли программного метода управления в период развития рыночных отношений объясняется тем, что в результате экономических преобразований существенно повысились требования к комплексности решения важнейших проблем экономики. Возросла потребность комплексного подхода к решению основных общегосударственных проблем на различных уровнях народного хозяйства, что связано с необходимостью учета технических, экономических и организационных факторов. Учитывается межотраслевой и межрегиональный характер решения задач с целью повсеместного использования достижений научно-технического прогресса в производстве.
В условиях становления рыночных отношений выделяются основные направления, требующие применения программных методов управления. Это использование традиционных и разработка новых теоретических основ программного управления в условиях рыночной экономики, совершенствование методологии программного управления, направленной на конкретизацию теоретических основ и реализацию комплексных программ на различных уровнях управления (государство, область, город, район, отрасль, холдинговая компания, предприятие), дальнейшее совершенствование существующего организационно-экономического механизма управления развитием территории на основе применения комплексных программ как их составных звеньев, поскольку программы не могут быть эффективно реализованы без целевой координации, использования возможностей производственного потенциала и взаимной увязки деятельности министерств и ведомств, областных госадминистраций, советов и исполкомов различных уровней.
Именно этот вид управления в достаточной мере отражает возросшую целостность, органическую взаимосвязь и взаимодействие всех звеньев экономики страны как единого народнохозяйственного комплекса. Как отмечает академик Д.М. Гвишиани, программный метод