Ви є тут

Архетип Самості в контексті культурних традицій

Автор: 
Забєліна Лідія Олександрівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U003662
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
АРХЕТИП САМОСТИ КАК АРХЕТИПИЧНЫЙ ОБРАЗ АНДРОГИНА В МОНОТЕИСТИЧЕСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУРАХ
2.1. Архетипичный образ андрогина в каббалистической традиции
В иудаизме идея coincidentia oppositorum, выраженная посредством архетипичной символики андрогина получила свое развитие в мистическом направлении - Каббале. Как и во всех монотеистических религиях, архетипичный образ андрогина, как символ гностического миропостижения, за счет своей особой мистериальной направленности, носит достаточно скрытый, завуалированный характер. Как писал Бердяев: "В Каббале заключено уже глубокое учение об Андрогине. Всякая форма, в которой не находят принцип мужской и принцип женский, не есть форма высшая и полная. Святой находит свое место лишь там, где эти два места в совершенстве соединены... Имя человека может быть дано лишь мужчине и женщине, соединенных как одно существо. Человек служит посредником и соединителем между Богом и природой. И Бог, и природа отражаются в его двойственном существе" [11, c.300].
В иудейском мистицизме получили параллельное развитие три дихотомические линии, стремящиеся к единению. Первая линия рассматривает единое божественное начало, проявляющее себя как источник бытия - Всевышний и его женский аспект, божественное присутствие в мире, отождествляемое с мудростью и небесной благодатью - Шехина. Вторая линия рассматривает "святое" и "будничное", "чистое" и "нечистое", персонифицированное в народе Израиля и всех остальных народах - гоях, именно это противопоставление и объясняет концепцию "богоизбранности" народа Израиля. И, наконец, третья линия непосредственно акцентирует свое внимание на библейском сюжете разделения полов в изначальном и абсолютном явлении человеческой сущности - Адаме Кадмоне, представляющем собой архетипичный символ андрогина. В целях более глубокого понимания феномена coincidentia oppositorum рассмотрим развитие архетипичной идеи сначала в космогонической концепции, от Эн-соф через его проявление - Древо Сефирот, олицетворяющего собой Адама Кадмона, до разделения полов, рассматриваемое как грехопадение, и освобождение от любого проявления дихотомии, выражаемое в концепции искупления, как возвращение к изначальному единству с абсолютным божественным принципом, с тем лишь отличием, что сам человек, в ходе своего духовного опыта, приобретает трансцендентное переживание единения, обогащенное гностическим откровением.
Тайная эзотерическая доктрина - Каббала представляет собой еврейскую теософскую систему, предназначенную лишь для избранных. Само слово Каббала с иврита буквально означает предание (от "ле-кабел" - получать). Каббала развилась в рамках иудаизма как своеобразный аналог гностической теософии. Учение Каббалы разделяется на две части: умозрительную и прикладную. В первой заключается религиозно-философская система, рассматривающая и разбирающая сущность Бога, происхождение и строение Вселенной, состав человеческого существа и эволюцию души как цель человеческой жизни. Умозрительная Каббала исходит из идеи сокровенного, неизреченного Божества, которое, будучи выше всякого определения, может быть названо только Эн-соф, то есть нечто Непостижимое. Все тварное бытие "излучается" из Бога через Его эманации - Сефирот. Для того, чтобы примирить этот пантеистический мистицизм с Писанием, учители Каббалы настаивали на применении аллегорического метода толкования.
Прикладная Каббала разрабатывает методы "белой" магии, предсказания будущего, вызывания душ умерших, изгнания бесов, хиромантии и изготовления амулетов. Каббалисты древности считались специалистами в алхимии и астрологии. Каббала придает большое значение мистическому значению чисел и букв еврейского алфавита, и магической силе библейских имен Бога. Таким образом, прикладная Каббала содержит практические операции с буквами еврейского алфавита, которые рассматриваются как активные силы божественного проявления. Каждой букве, помимо силы, присвоен особый атрибут Божества и соответствующее этому числовое значение.
Корни Каббалы уходят в эллинистическую эпоху, хотя два основополагающих труда по Каббале появились лишь в средние века. Сефер Иецира или "Книга творения" была написана анонимным автором между II и VIII вв., хотя по традиции она приписывается патриарху Аврааму. Второй труд - Зогар, или "Книга Сияния" датируется XIII веком, ее автором является испанский иудаистский мистик Моисей Леонский, писавший от лица древнего учителя Шимона бар Иохай. Оба произведения по форме являются толкованием к Пятикнижию; тем не менее, Каббала отходит от исконных библейских основ. В нее вошли элементы неоплатоновского пантеизма, пифагорейства, с учением о перевоплощении, и гностические идеи эманатизма.
С исторической точки зрения, Сефер Иецира - самое раннее умозрительное произведение, написанное на иврите. Мистика и философия сливаются в ней воедино. Сефер Иецира, как указывает само название, посвящена проблемам космологии и космогонии. Полностью очищенная от содержащегося в ней символизма и мистических формулировок, философия, лежащая в основе Сефер Иециры, является известной теорией Идей, утверждавшая существование реальных невещественных Божественных сущностей, послуживших моделями при создании всего имеющегося на земле. Идеи выступают не только как модели, но и как активные силы во Вселенной, сообщающие всем избранным предметам и существам все свойства, проявляемые ими.
В описании происхождения Вселенной Сефер Иецира сочетает Идеи эманации и Идеи творения. Таким образом, в иудейском мистицизме в Сефер Иецире впервые сделана попытка гармонического сочетания доктрин Божественной имманентности и трансцендентности. Бог имманентен настолько, насколько имманентны и Сефирот - формы, являющиеся излиянием, или эманацией Его духа; и Он трансцендентен в том, что вещество, которому была придана форма, и из которого был создан мир, было продуктом Его творческой деятельности.
Однако выдающееся положение в еврейской религиозной жизни Каббала в конце концов заняла благодаря появившейся около