Ви є тут

Правове регулювання цін та ціноутворення

Автор: 
Джумагельдієва Гульнара Джумадурдіївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U000262
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕН В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ОБОРОТЕ
2.1. Определение цен по соглашениям (договорам) субъектов хозяйствования
Правовое регулирование ценообразования, помимо определения самой цены,
характеризующейся величиной, структурой, динамикой, включает в себя и сам
порядок формирования цены, под которым понимают способ, правила установления
новых цен и изменения действующих [5, с. 319].
Как отмечает Д.Гладких, «вмешательство государства в процесс формирования цены
является не целью, а лишь средством для достижения поставленных задач
регулирования экономических и социальных процессов» [64, с. 47].
Украинская экономика по своему характеру является смешанной, для которой
характерно сочетание рыночной саморегуляции с государственным регулированием
экономики.
Говоря о свободном рыночном ценообразовании, не следует воспринимать свободу
как независимость процесса ценообразования от объективных и субъективных
факторов, то есть как определение величины цены исключительно по усмотрению
производителя. Свободная цена, так же, как и установленная государством,
формируется под влиянием целого ряда обстоятельств. Государство, допуская
возможность свободного ценообразования, тем не менее, не пускает этот процесс
на самотек. Как отмечают специалисты, фактически ни в одной развитой стране
уровень цен на товарных рынках не определяется исключительно спросом и
предложением. В современных условиях эти факторы воздействуют на установление
уровня цен опосредованно [65].
Важным ограничителем роста свободной рыночной цены является законодательное
регулирование процесса ценообразования. Во-первых, в целях защиты интересов
потребителей государство посредством определенных рычагов (антимонопольная
политика, контроль за ценами, проведение государственных закупок, установление
фиксированных или регулируемых цен, установление цен на продукцию базовых
отраслей) не позволяет производителям повышать цены до бесконечности.
Во-вторых, на законодательном уровне устанавливается перечень затрат на
производство продукции, которые могут быть включены в себестоимость этой
продукции, а следовательно, всецело покрываться за счет величины цены, другие
же затраты производителя, не относимые на себестоимость, могут быть покрыты
только за счет прибыли.
Правовое регулирование учета и фиксации движения материальных активов
предприятия и денежных средств, в том числе и тех, которые относятся на
себестоимость изготавливаемой продукции, отличается предельной детализацией.
Это регулирование имеет целью обеспечить объективную информацию о реальном
финансово-экономическом положении предприятия, что необходимо для принятия
управленческих решений.
В связи с переходом Украины к качественно новым экономическим отношениям в
сравнении с теми, которые существовали раньше, возникает объективная
необходимость более углубленного исследования действующего порядка
ценообразования.
В мировой практике выделяется два основных подхода к порядку формирования цены
- затратный и рыночный способы ценообразования [66, с. 78-80].
Сущностью затратного способа (в литературе он именуется также пассивным
способом ценообразования) является определение цены на основе зависимости ее
величины от издержек производства и обращения. То есть для определения цены
товара необходимо, прежде всего, определить цену каждого фактора, затраченного
на его производство и реализацию. В совокупности эти затраты составляют
себестоимость произведенной продукции.
Независимо от избранного способа ценообразования цена в самом общем виде
представляет собой себестоимость, увеличенную на необходимый для
воспроизводства коэффициент рентабельности и скорректированную в
предусмотренных законом случаях на величину НДС или акцизного сбора. В
литературе высказываются различные суждения по поводу значения себестоимости в
процессе ценообразования. Так, сторонники рыночного подхода к ценообразованию
высказываются против использования себестоимости при формировании цены,
перемещая акцент на учет таких характеристик как ценность и полезность товара
[67; 68].
Однако, как отмечают специалисты, этот способ в чистом виде мало применим в
силу неясности механизма его применения [69, с. 236-247]. Можно сколько угодно
долго и кропотливо изучать полезностные характеристики товара, анализировать
цены предложения на этот товар, установленные конкурентами, и цены спроса, по
которым желает приобрести товар покупатель, выводить нечто среднее между этими
величинами, и, тем не менее, не иметь прибыли.
Для проведения эффективной ценовой политики предприятию, независимо от того, в
какой степени конкурентен освоенный им участок рынка, необходимо соблюдать
важнейший принцип затратного механизма ценообразования: покрывать за счет цены
свои издержки. Как бы ни ломали копья сторонники сугубо рыночных методик
ценообразования, утверждая, что «ценообразование на основе себестоимости
пагубно и его влияние на массу прибыли неблагоприятно» [67; 68; 70], тем не
менее, себестоимость товара играет одну из решающих ролей при определении цены
товара, по какому бы принципу она не исчислялась.
Помимо несомненной важности себестоимости для экономики, она имеет и важное
юридическое значение.
Себестоимость является базовым элементом цены. Отношения между структурными
подразделениями предприятия по поводу включения понесенных ими затрат в
себестоимость продукции по своему характеру являются внутрихозяйственными. При
формировании цены на произведенную продукцию одни затраты полностью покрываются
за счет цены, поскольку включаются в себестоимость, покрыти