Ви є тут

Моделювання ситуацій професійної діяльності у навчанні іноземної мови у вищому начальному закладі військового профілю.

Автор: 
Бернацька Олена Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U000476
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО
СПЕЦИАЛИСТА КАК СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.
2.1. Общая модель ситуаций профессиональной деятельности военного специалиста в
процессе обучения английскому языку
Моделирование учебных ситуаций, отражающих профессиональную деятельность
военного специалиста, является одним из действенных средств обучения
английскому языку в высшем военном учебном заведении. Использование учебных
ситуаций позволяет внести в обучение новизну, творческое начало, помогает
преподавателю индивидуализировать процесс обучения, создать атмосферу общения
на занятии. Реализация принципа ситуативности способствует развитию навыков
устной речи, а также навыков аудирования. Это обуславливает особую актуальность
моделирования учебных ситуаций, содержанием которых является профессиональная
деятельность военного специалиста, и их использование в процессе обучения
английскому языку.
Следует отметить, что роль профессиональных ситуаций в процессе обучения была
замечена многими учеными и практиками. В монографии Ю.Н. Кулюткина, Г.С.
Сухобской "Моделирование педагогических ситуаций" [115] на основе изучения
функциональной структуры деятельности учителя разработаны принципы
моделирования конкретных педагогических ситуаций с целью формирования у
педагога определенных общепедагогических умений. Разработаны пути и способы
анализа, конструирования и решения педагогических задач, организации
педагогических игр и изучения профессиональной деятельности.
Ценными, на наш взгляд, представляются вопросы исследования, связанные с
проблемой воссоздания педагогических ситуаций в процессе подготовки и повышения
квалификации учителей. В работе обстоятельно анализируются педагогические
ситуации, рассматривается имитация реальной деятельности учителя в тех или иных
искусственно воссозданных педагогических ситуациях. Особый интерес представляют
идеи Г. А. Китайгородской о моделировании ситуаций, отражающих многообразие
окружающей действительности и их использование с целью интенсивного обучения
иностранным языкам. Основой таких ситуаций является организованное обучающее
общение, в ходе которого происходит ускоренное познавательное обогащение и
активное формирование личности через систему управляемых групповых
взаимодействий [101, с. 60]. В трудах лингвистов и методистов (А. Хорнби, Г. Э.
Пифо, А. А. Алхазишвили, А. А. Леонтьева, И. М. Бермана, В. А. Бухбиндера, Е.
И. Пассова) установлено, что исходным моментом при структурировании содержания
обучения устной речи должны быть ситуации. Поэтому в дидактико-методическом
плане более обоснованно содержание описывать не с помощью тем, а на базе
перечня типовых ситуаций общения [97, с. 4]. В работе "Текст и коммуникация"
О.Л. Каменской [97, с.16] такие ситуации-модели рассматриваются продуктом
мыслительной деятельности человека. Причем наиболее богатым источником
первичных моделей рассматривается трудовая деятельность человека, а также
другие виды целенаправленной предметно-практической деятельности.
В методике обучения иностранным языкам под моделированием долгое время понимали
рациональную организацию языкового материала, что находило отражение в отборе
речевых образцов. В последнее десятилетие начали появляться публикации, в
которых утверждается, что проблема моделирования в методике не может
ограничиться вопросами организации языкового материала, и на этой основе
предлагается создать модели профессионально-ориентированного ситуативного
общения, позволяющие оптимизировать процесс обучения английскому языку. В свете
этой тенденции нами изучалась проблема моделирования профессиональных ситуаций,
отражающих специфику воинской деятельности, и их реализация в учебном
процессе.
Практический опыт использования определенных моделей и метода моделирования в
процессе преподавания английского языка в военном высшем учебном заведении
показал, что применение отдельно взятой модели не является достаточно
эффективным средством обучения. Отсутствие системного подхода в моделировании
не позволяет полностью реализовать разнообразные возможности использования
моделей в профессионально-ориентированном обучении.
Это обусловило необходимость разработки системы моделей учебных ситуаций,
отражающих характерное содержание профессиональной деятельности
военнослужащего. Поэтому центральным вопросом исследования, связанного с
характеристикой моделирования профессиональных ситуаций в процессе обучения
английскому языку, является проблема создания системы типических ситуаций
профессиональной деятельности курсантов высших военных учебных заведений. "Под
системой следует понимать упорядоченное множество взаимосвязанных элементов,
выделенное на основе определенных признаков, объединенных общей целью
функционирования и единством управления, и выступающее во взаимодействии со
средой как целостное единство" [125, с. 75]. Все системы имеют определенную
структуру, которая характеризует способ организации элементов в систему.
Таким образом, "структура - это способ устойчивого сочетания и взаимовлияния
элементов целостных систем" [125, с.76]. Под системой типических ситуаций
профессиональной деятельности военного специалиста следует понимать
определенную совокупность взаимосвязанных на основе метода, целей, учебных
задач, содержания материала, формы организации учебной деятельности моделей
(ситуаций), используемых в учебных целях в процессе обучения английскому языку,
отражающих характерные стороны профессиональной деятельности военнослужащего.
Практический опыт использования опр