Ви є тут

Корекція фізичної підготовленості студенток вузу в процесі занять оздоровчими видами плавання

Автор: 
Фанигіна Оксана Юріївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U000858
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Методы исследования
Для достижения цели и решения задач исследования нами использовались следующие
методы:
2.1.1. Изучение и анализ научно – методической литературы.
2.1.2. Анкетирование.
2.1.3. Определение суточной двигательной активности студенток.
2.1.4. Антропометрия.
2.1.5. Педагогические методы исследования.
2.1.6. Физиологические методы исследования.
2.1.7. Методы исследования психомоторных качеств.
2.1.8. Оценка уровня физического состояния студенток.
2.1.9. Методы статистической обработки результатов.
2.1.1. Изучение и анализ научно-методической литературы
Изучались и анализировались фундаментальные общетеоретические труды ведущих
специалистов по вопросам, связанным с особенностями физического воспитания (ФВ)
в вузе, влиянием двигательной активности на физическую подготовленность (ФП),
направленностью физических упражнений (ФУ) и их ролью в развитии физических
качеств, тенденциями развития оздоровительных видов плавания, в частности
особенностями оздоровительной эффективности ФУ и методиками проведения занятий,
оздоровительными видами плавания.
В ходе изучения имеющихся по данному вопросу исследований выявлено
недостаточное количество научных работ, затрагивающих физическое воспитание в
вузе с использованием оздоровительного плавания и определена проблема
исследования. Всего изучено и проанализировано 264 работ, из них 26 –
иностранных авторов.
Анализ литературных источников позволил изучить состояние вопроса, определить
цель исследования и поставить конкретные задачи.
2.1.2. Анкетирование
Анкетирование проводилось с целью изучения мнения студенток о влиянии ФУ и
различных видов оздоровительного плавания на их самочувствие, определения
режима двигательной активности (ДА), выявления мотивов занятий, а также
самооценки состояния физического здоровья (прилож.А.1-А.3). В анкетировании
приняли участие студентки 1-4-го курсов обучения, занимающиеся
физкультурно-оздоровительной аквааэробикой (n=140). Ответы студенток,
приведенные в анкетах, суммировались, а затем анализировались с помощью методов
статистической обработки.
2.1.3. Определение суточной двигательной активности студенток
Суточная двигательная активность студенток определялась с помощью методики
Фремингемского исследования [65, 113]. В этой методике двигательная активность
исследуется следующим образом. Испытуемый записывает в таблицу время
(количество часов, минут) в течение дня, которое он потратил на деятельность
различного уровня физической активности. При хронометраже регистрируется всякая
деятельность, которая занимает по времени более 5 мин. При этом не должно быть
промежутков в описании. Описывается день целиком – от момента, когда студентка
проснулась после ночного сна, и до того времени, когда она отправилась спать.
Фремингемская методика позволяет количественно и качественно определять
суточную двигательную активность на основе хронометража суточной деятельности
разного характера с регистрацией интенсивности каждого вида физических усилий.
Величина этих измерений представляется в виде цифрового значения индекса
физической активности (ИФА).
Вся двигательная активность распределяется на пять уровней - базовый, сидячий,
малый, средний и высокий. Каждому уровню соответствуют определенные виды
физической активности.
Так у студенток:
базовый уровень – сон, отдых лежа;
сидячий – езда, чтение, рисование, конспектирование, просмотр телепередач,
настольные и компьютерные игры, прием пищи;
малый уровень – личная гигиена, состояние с небольшой подвижностью, занятия в
вузе, передвижение на всех видах транспорта, и пешком;
среднему – домашняя работа по хозяйству, прогулки, утренняя гимнастика;
высокий уровень – участие в организованных занятиях физическими упражнениями,
интенсивные игры, бег, катание на санках, коньках, роликах, езда на велосипеде
и т.п.
Для определения количественного значения разных по интенсивности видов
двигательной активности использовались весовые коэффициенты физической
активности (табл.2.1).
Таблица 2.1
Весовые коэффициенты ИФА (индекса физической активности)
Уровень
физической
активности
Потребление
кислорода, л/мин.
Весовой
коэффициент
Ккал/мин
Базовый
0,25
1,0
1,25
Сидячий
0,28
1,1
1,4
Малый
0,41
1,5
2,05
Средний
0,60
2,4
Высокий
1,25
5,0
6,25
2.1.4. Антропометрия
Антропометрические измерения производились с целью оценки ФР студенток.
Определялись масса и длина тела, обхватные размеры различных частей тела,
измерялись кожно-жировые складки. Процедуры измерения выполнялись в
соответствии с установленными правилами [94, 100, 106, 126, 177].
Масса тела (МТ) определялась с помощью медицинских весов с точностью ± 50 г.
Длина тела (ДТ) измерялась ростомером с точностью ± 0,5 см по высоте
верхушечной точки над полом.
Измерения обхватов различных частей тела производились сантиметровой лентой.
Обхват груди (ОГ): лента проходит сзади под нижними углами лопаток, спереди –
по верхнему краю грудной железы. Обхват груди измерялся в трех состояниях: при
глубоком вдохе, глубоком выдохе и в промежуточном состоянии. Обхват плеча (ОП)
измерялся при расслабленном состоянии мышц плеча, в месте их наибольшего
развития. Обхват талии (ОТ): сантиметровая лента накладывается на 5-6 см выше
подвздошных гребней. Обхват живота (ОЖ) измерялся на уровне пупочной точки в
момент паузы между вдохом и выдохом, обхват голени (ОГ) – в месте наибольшего
развития икроножной мышцы. Обхват бедра (ОБ) измерялся при исходном положении
испытуемой: ноги врозь, масса тела распределена равномерно на обе ноги – лента
накладывалась на бедро под ягодичной складкой.