Ви є тут

Підготовка майбутніх вчителів гуманітарного профілю до педагогічного проектування

Автор: 
Подобєдова Тетяна Юріївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U000867
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТУДЕНТОВ ГОТОВНОСТИ К
ПРОЕКТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Формирование у будущих учителей гуманитарного профиля основ
проектно-педагогической деятельности
В основе перспективного развития отечественной высшей школы лежит идея развития
и формирования личности студента. И новая социальная роль вуза предполагает,
прежде всего, новое качество подготовки специалиста – выпускника вуза, которое
включает его сопричастность мировому и национальному культурному процессу,
профессиональную компетентность, духовность, творчество, социальную активность.
В педагогической профессии личностное и профессиональное взаимопроникают и
образуют целостное единство. В современной педагогической практике подготовка
современного специалиста-педагога гуманитарного профиля реализуется на основе
личностно-ориентированного подхода. Данный подход обеспечивает личностный
уровень овладения специальностью и формирование творческой индивидуальности
выпускника педагогического вуза.
Основные положения концепции личностно-ориентированного обучения разработаны в
педагогике и психологии (В.В. Сериков, И.С. Якиманская). Суть ее заключается в
обеспечении развития и саморазвития личности студента на основе выявления его
индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
Личностно-ориентированное образование базируется на признании за каждым
студентом права выбора собственного пути развития, сосредоточении его внимания
на максимальном развитии сущностных сил и ответе на главные вопросы: „К чему я
пришел, какие результаты получил и какими усилиями это достигнуто?” Содержание
образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют студенту
проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме. В этих
целях разрабатываются индивидуальные программы (концепции, карты, дневники),
моделирующие исследовательское мышление; организуются групповые занятия на
основе диалога и имитационно-ролевых игр; учебный материал интегрируется для
реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими студентами
[187, с. 55].
Дидактическая концепция личностно-ориентированного обучения, как отмечает
В.В. Сериков, включает „регулятивы, определяющие цели образования; критерии
достижимости его результатов; содержание этого образования и его личностного
компонента; методы освоения, технологии и организационные формы, в которых
протекает этот процесс; способы тестирования результатов обучения; состав,
структуру и критерии подготовленности педагогических кадров к этой работе”
[252, с. 74].
Идеи личностно ориентированного обучения легли в основу
опытно-экспериментальной работы, проводимой автором в 2000-2004 годах. На
констатирующем этапе исследования (2000 г.) изучались уровни готовности
студентов старших курсов гуманитарных специальностей Крымского государственного
гуманитарного института к педагогическому проектированию. Этот этап включал:
* анкетирование и опрос студентов IV-V курсов социально-гуманитарного,
психолого-педагогического и Евпаторийского педагогического факультетов;
* организацию и проведение аудиторных занятий и практической подготовки
студентов во время педпрактики;
* анкетирование учителей гуманитарных дисциплин – молодых специалистов по месту
их работы и анализ оценок руководителей органов образования об уровне их
подготовки.
Проведенный опрос 170 студентов IV-V курсов и 55 молодых специалистов –
выпускников института с педагогическим стажем до 3 лет [5 Примечание. Вопросы
анкеты для студентов 4-5 курсов и выпускников Крымского государственного
гуманитарного института представлены в Приложении Д.]- свидетельствовал о том,
что у респондентов практически отсутствовали основы профессиональных знаний о
педагогическом проектировании, они затруднялись в формулировке основных
понятий: „педагогическое проектирование”, „педагогический проект”,
„проектно-педагогическая деятельность”. Большинство из студентов (71,4%) и
молодых учителей (69,6%) не умели проектировать педагогические задачи и
находить оптимальные варианты решений. Выпускники института (62,1%) и молодые
специалисты (64,5%) испытывали затруднения в применении полученных знаний на
практике. В деятельности молодых специалистов (62,1%) и студентов-выпускников
(64,5%) преобладал репродуктивный подход: они не могли обосновать и
спроектировать комплекс заданий, направленных на решение стоящих перед ними
конкретных задач, а проводили различные мероприятия, известные им по
педагогической практике в вузе (уроки, беседы, классные и родительские
собрания). Значительная часть молодых учителей (68,3%) и студентов выпускных
курсов (92,8%) не умела определять и прогнозировать особенности развития
отдельных учащихся и классного коллектива, диагностировать причины отклонений и
проектировать пути их преодоления.
Характер этих недостатков требовал целенаправленной работы по формированию
проективных умений у будущего педагога, которые, в свою очередь, в
содержательном и процессуальном аспектах ориентировались на решение комплекса
педагогических задач (ситуаций). Однако в традиционном виде система специальной
подготовки чаще всего не выполняла возложенные на нее задачи. Результаты
изучения дисциплин психолого-педагогического цикла, методической и практической
педагогической подготовки не соответствовали требованиям, предъявляемым
обществом и школьной практикой к уровню сформированности у будущих учителей
гуманитарного профиля знаний и умений, связанных с проектированием целостного
педагогического процесса и его элем