Ви є тут

Проблема втілення екстатичного стану у музиці (на прикладі творів К.Дебюссі, О.Скрябіна та Ч.Айвза).

Автор: 
Арістова Ірина Михайлівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U000918
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
О ФЕНОМЕНЕ ЭКСТАТИЧНОСТИ В МУЗЫКЕ К.ДЕБЮССИ
2.1. Экстатичность в контексте пантеистической философии творчества Дебюсси
Смысловым центром наследия К.Дебюсси стало выражение эмоционального отношения к
окружающему миру через призму восторженно-созерцательного восприятия природы.
«Композитор ставит нас перед богатейшим спектром мироздания. Блеск моря,
переливы солнечного света, тончайшие дуновения воздуха, томление лунных ночей,
аромат цветов, вечерняя духота южных городов, красота женщины – все вызывает в
душе неизменное восхищение, заставляющее трепетать и учащенно биться
человеческое сердце», – так определил эстетическое кредо Дебюсси М.Смирнов
[160, с.261].
Довлеющая Пан-Природность, пантеизм, проникающий во все сферы художественного
мировоззрения композитора, уже стали аксиомой в музыковедческой «дебюссиниаде».
Вопрос же, что для Клода Ашиля Дебюсси являлось Истиной пантеистического
мироощущения, что есть для него Абсолют в пантеизме, оставался до сих пор почти
не раскрытым исследователями [21 Остановимся на толковании термина «пантеизм»,
который так часто ассоциируется с творчеством Дебюсси. В переводе с греческого
этот философский термин означает «всебожие». Первоначальная трактовка пантеизма
связывается с философским учением, которое «сливает существо Бога с бытием
мира» [203, с.84]; это учение постулировалось в философии Фалеса, Анаксемандра,
Гераклита, далее – у неоплатоников, в 17 веке – Спинозой. Это, скорее, более
обобщенное значение пантеизма. В связи с творчеством Дебюсси пантеизм
трактуется исследователями его творчества как душевно-духовное отношение
человека к природе, которое «простирается от почитания природы как
одухотворенно ощущаемой через непосредственное переживание природы, вплоть до
понятия природы в философском смысле» [179, с.101]. Наше понимание
пантеистического мировоззрения Дебюсси основано на идее постижения истины
бытия, связывающий чувство природы и философию природы. ]
Философия пантеизма в творчестве Дебюсси, имеющая целью познание мира, слияние
с миром-Природой, растворение в нем, характеризуется экстатичностью как одним
из «способов» постижения Абсолюта. Экстатичность творчества Дебюсси проистекает
из мифологической основы его мировосприятия: «все во мне, и я во всем». Его
пантеизм – это экстатическое слияние субъективного и объективного начал:
«Природа для Дебюсси существует сама по себе, вне людей и быта. Начав с
понимания природы, как действительно существующего вне нас объекта, он
незаметно тут же переходит на толкование природы как совокупности ощущений –
преимущественно приятных» [7, с.243-244]. В произведениях Дебюсси образные
сферы «пейзажного» и «человеческого» интегрируют, личное растворяется в
Природе, проявляясь в радостно-восторженном преклонении и благоговении перед
Мирозданием [22 Понимание Природы как объективного, всеобъемлющего начала,
естественно происходит из эстетики импрессионизма вообще: «Импрессионизм есть
двуединство, единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного»
[11, с.65]. ]
Природа для Дебюсси – не объект интерпретации, не изображение, а источник
непосредственного ощущения, это религия – абсолютная и всеобъемлющая, религия
со свойственными ей экстатическими откровениями, прозрениями: «Когда я гляжу на
меняющееся небо, созерцая в течение долгих часов его великолепную, непрерывно
обновляющуюся красоту, меня охватывает ни с чем не сравнимое волнение.
Всеобъемлющая природа отражается в моей душе – правдивой и убогой. Вот деревья
с ветвями, поднятыми к небесному своду; вот душистые цветы, улыбающиеся на
лугу; вот мягкая земля, поросшая буйной травой… И незаметно руки складываются
сами в молитвенные жесты…» [50, с.191].
Экстатичность как способ постижения Абсолюта в пантеизме и как проявление
пантеизма – такое философское содержание произведений явилось определяющим для
нас при отборе сочинений Дебюсси для анализа музыкального языка экстаза [23
Ю.Кремлев в своей статье «Из предыстории «Поэмы экстаза»» вносит в «список»
экстатических произведений такие произведения Дебюсси как «Сады под дождем»,
«Холмы Анакапри», кода «Острова радости», финал «Моря» [87, с.143]. М.Смирнов
характеристикой «экстатичный» наделяет симфонические эскизы «Море» и
фортепианный «Остров радости» [160, с.262]. Р.Куницкая «чувственный»,
«просветленный» экстаз видит в романсах «Балкон» и «Смерть влюбленных» на слова
Ш.Бодлера [93, с.18]. ]. Наш выбор остановился на тех его произведениях, где
природно-пантеистическая «сюжетная» основа однозначна и определена как
названием, так и комментариями самого композитора (симфонический триптих
«Море», фортепианная пьеса «Остров радости»). Дополнительным фактором
«показательности» алгоритма воплощения экстатичности у Дебюсси стали и
авторские названия, привлекшие наше внимание, – романс на слова Поля Верлена
«Экстаз» и «Экстатический танец» из оркестровой сюиты «Мученичества Святого
Себастьяна». Отдельный интерес вызвала и опера «Пеллеас и Мелизанда», где на
таинственном символическом фоне развивается любовно-трагическая,
ярко-эмоциональная линия сюжета, выраженная в нескольких откровенно
экзальтированных сценах.
2.2. Синтез поэзии и музыки в воплощении пантеистического экстаза. Романс
«C`est L`extase…»
Романс Клода Дебюсси «Экстаз» из цикла «Шесть забытых ариетт» - один из ярких
музыкальных примеров экстатического «портрета–состояния» в творчестве
композитора. Это своеобразный миниконденсант арсенала музыкального языка,
воплощающего суть экстатического состояния, одно из многочисленных музыкальных
высказываний понимани