Ви є тут

Податкове регулювання міжнародного руху капіталів

Автор: 
Грєчішкін Олександр Володимирович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U001544
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
АНАЛИТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛОВ
2.1. Анализ движения капиталов и его влияния на состояние национальной
экономики
Движение капиталов является важным фактором, который определяет состояние
экономики страны. Если приток капитала (то есть приобретение активов
иностранными покупателями, а также займы отечественных СПД в иностранных
банках) превышает его отток (приобретение иностранных активов либо теневой
вывоз капитала за границу предприятиями и гражданами данной страны, а также
ссуды, предоставляемыми кредитными учреждениями иностранным СПД) - это может
способствовать росту капитальных вложений в национальную экономику, обновлению
и повышению объемов производства, росту занятости, диверсификации рисков за
счет их частичного переложения на иностранных инвесторов и др. В этой связи,
вопрос оптимизации движения капиталов очень актуален для экономики Украины,
которая остро нуждается в инвестициях в связи со сложными процессами рыночной
трансформации хозяйства, требующими модернизации национального
производственного аппарата.
Для того чтобы обеспечить приток и предотвратить отток капиталов требуется
создать для этого благоприятные условия за счет формирования соответствующей
институциональной среды, либерализации хозяйственного и налогового
законодательства. Однако важно принимать во внимание, что такие действия могут
иметь также и отрицательные последствия. Как отмечают Дж. Стиглиц [138],
Т. Хельман [128], Ж. Каприо и Дж. Хансон [125] либерализация движения капиталов
перестает быть оптимальной (с точки зрения максимизации общественного
благосостояния), когда рыночные институты не достигли достаточной зрелости.
В условиях слабости рыночных институтов, нездоровой макроэкономической среды и
отсутствия адекватной регулятивной структуры либерализация движения капиталов
может лишь усугубить существующие деформации. По мнению Л. Абалкина
либерализация движения капиталов может повлечь за собой не столько привлечение
иностранных инвестиций и оживление тем самым национальной экономической
динамики, сколько массовое бегство отечественного капитала за границу, что
наряду с другими факторами может привести (как это произошло в Российской
Федерации) к разрушению производственного, интеллектуального и социального
потенциала страны [2, с. 4-14].
В период рыночной трансформации хозяйства неуправляемые потоки капиталов
действуют деструктивно на инвестиционный процесс. Поэтому, согласно Ж. Сапиру,
перед тем как перейти к нерегулируемым операциям со счетами движения капиталов,
крайне необходимо обеспечить финансовый сектор адекватным пруденциальным (с
совещательным правом) регулированием ("prudential regulation") [88, с. 106,
108]. К аналогичным выводам приходят отечественные специалисты (Ю. Макогон и
др.), которые подчеркивают необходимость усиления контроля за репатриацией
украинских капиталов за счет корректировки политики либерализации ВЭД "… в
сторону более четкой и рациональной организации государственного контроля ВЭД,
который, с одной стороны, должен обеспечить защиту государственных интересов, а
с другой стороны, не нарушать действия субъектов хозяйственной деятельности как
с экономической, так и с правовой точек зрения" [19, с. 60].
Указанные обстоятельства присущи и Украине, что подтверждается официальными
статистическими данными, характеризующими фактические процессы международного
движения капиталов. Как отмечают специалисты ОЭСР, которые анализировали
поступление ПИИ на территорию Украины в 90-х годах: "Given an estimated need
over the coming years of USD 40 billion in foreign investment for industrial
restructuring, the level and per capita indicators for foreign investment are
still far from adequate. According to Ukrainian Government sources, as of end
of June 1997, cumulative foreign direct investment into Ukraine since 1991
reached approximately USD 1.7 billion, the majority of which was invested in
joint ventures... Cumulative FDI per capita at the beginning of the second half
of 1997 remained under USD 30" [1 "Учитывая оценочную потребность на
предстоящие годы в иностранных инвестициях для реструктуризации промышленности
в размере 40 млрд. долларов США, показатели общего уровня иностранных
инвестиций и на душу населения все еще далеки от адекватного. Согласно данным
украинского правительства по состоянию на конец июня 1997 года кумулятивные
прямые иностранные инвестиции в Украину, начиная с 1991 года, составили
приблизительно 1,7 млрд. долл. США, большинство из которых были внесены в
совместные предприятия… Кумулятивные прямые иностранные инвестиции на душу
населения в начале второй половины 1997 года остаются на уровне менее 30 дол.
США".] [127].
За прошедшие с того времени годы ситуация принципиально не изменилась. Так, на
конец 2003 г. суммарные ПИИ в экономику Украины составили всего 6,7 млрд. долл.
США, или 140 долл. на душу населения [84], в то время как оценочная потребность
в них составляет порядка 800-1000 долл. США на одного жителя, то есть в 8-10
раз больше [127]. И хотя согласно официальным статистическим данным имеет место
положительная динамика ПИИ, которые возросли с ? 160 млн. долл. в 1994 г. до
почти 940 млн. долл. за 9 месяцев 2003 г., а отток капиталов практически
отсутствует (табл. 2.1.), однако это еще не свидетельствует о том, что
неблагоприятные тенденции удалось переломить. Так, по оценкам отдельных авторов
фактические суммы "беглого" украинского капитала, не отраженные в официальных
документах, достигают от 20 до 40 млрд. долл. США [20, с. 23]. То есть, в
ко