Ви є тут

Інфологічне моделювання процесу технічного обслуговування повітряних суден з урахуванням особливостей діяльності персоналу

Автор: 
Алі Мухамед Галеб Табет
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U002405
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К МОДЕЛИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
2.1. Инфологичесая модель технического обслуживания воздушных судов
В первом разделе были определены основные факторы, влияющие на эффективность
использования воздушных судов и показанно, что существенное влияние оказывают
потери времени из-за простев при техническом обслуживании самолетов.
Современный этап научно-технического прогресса в гражданской авиации
характеризуется поступлением на эксплуатацию в гражданской авиации новых, более
совершенных типов воздушных судов и необходимостью обеспечения в связи с этим
соответствующих норм их летной эксплуатации и технического обслуживания,
определяющих минимальные простои и высокий уровень надежности авиационной
техники.
Однако совершенствование летно-технических характеристик воздушных судов не
приводит к соответствующему повышению во времени физических и физиологических
способностей обслуживающего персонала. Это объясняется тем, что эти способности
оператора не безграничны.
Одним из направлений повышения профессиональной надежности операторов
технического обслуживания воздушных судов является интеграция системы их
профессиональной подготовки и системы профилактики авиационных происшествий (в
части управления качеством технического обслуживания воздушных судов). Такая
интеграция в свою очередь предъявляет целый ряд требований к используемым
моделям авиаспециалиста [45].
Профессиональная надежность оператора - это вероятность того, что оператор
будет выполнять свои профессиональные функции в оптимальных режимах в заданное
время в экстремальных условиях деятельности [46].
Создание и внедрение автоматизированных систем управления качеством
технического обслуживания воздушных судов в каждом авиапредприятии окажет
существенное влияние на повышение уровня безопасности полетов. Важным
компонентом таких автоматизированных систем является база данных
профессиональной надежности технического персонала, позволяющая интегрировать
систему профессиональной подготовки операторов и систему профилактики
авиационных происшествий.
Такая база данных является дополнением к существующим базам данных
автоматизированных систем организации процессов технического обслуживания
воздушных судов (рис.2.1) [47].

Рис. 2.1. Схема обобщенной инфологической модели автоматизированной системе
управления качеством технического обслуживания воздушных судов
Таким образом, обобщенная инфологическая модель должна состоять из трех
моделей:
- модель конструкции воздушного судна;
- модель технологического процесса технического обслуживания воздушных судов;
- модель профессиональной деятельности человека-оператора технического
обслуживания воздушных судов.
Традиционным подходом к моделированию специалиста является формализация знаний
о том, каким он должен быть (нормативная модель); о том, каким он есть в
настоящий момент (текущая модель); о том, каким мы его можем увидеть (модель
ошибок). Кроме того, для оператора технического обслуживания воздушных судов
так же необходимо строить модели приобретения/утраты навыков выполнения
различных технологических операций.
Нормативная модель оператора технического обслуживания воздушных судов содержит
знания о том, каким в итоге он должен быть, т.е. требования к его конечному
состоянию. Эти знания определяют цель профессиональной подготовки.
Текущая модель оператора технического обслуживания воздушных судов строится
путем анализа его поведения в процессе обучения и профессиональной
деятельности. Содержимое модели изменяется вместе с изменением специалиста,
поэтому такую модель так же называют поведенческой или динамической [48].
Механизмом построения текущей модели является диагностика. Нормативная модель
является первичной, а текущая модель вторична, так как она имеет смысл только в
случае, если построена в терминах нормативной модели, т.е. вначале необходимо
построить желаемый образ оператора технического обслуживания воздушных судов, а
затем уже определять соответствие ему реального человека.
Конечной целью любой системы профессиональной подготовки является достижение и
поддержание такого положения, когда текущая модель в определенной степени
соответствует нормативной модели. При этом предполагается, что текущая модель
специалиста может только наращивать (улучшать) значения своих параметров, тогда
как общеизвестно, что навыки у операторов могут не только приобретаться, но и
теряться. Профессиональная подготовка оператора сложной системы не завершается
получением документа об образовании, а продолжается в течение всего периода
профессиональной деятельности в виде стажировки и допуска к работе,
переподготовки, повышения квалификации и т.д.
При рассмотрении схемы обобщенной инфологической модели автоматизированной
системе управления качеством технического обслуживания воздушных судов,
однозначно можно сказать, что профессиональная деятельность операторов
технического обслуживания воздушных судов практически не исследована. Что же
касается моделирование конструкции воздушного судна и технологического процесса
технического обслуживания воздушных судов, то эти вопросы достаточно изучены в
разных областях эксплуатации летательных аппаратов.
Таким образом, вопросы обеспечения качества технического обслуживания воздушных
судов и, следовательно, повышения безопасности и регулярности полетов
непосредственно связаны с моделированием профессиональной деятельности
операторов технического обслуживания воздушных судов.
2.2. Моделирование технологического процесса техниче