Ви є тут

Моделювання маркетингового управління на підприємствах

Автор: 
Певтієв Станіслав Іванович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
3405U004343
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
КОМПЛЕКС МОДЕЛЕЙ МАРКЕТИНГОВОГО
УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
2.1 Модели оценки рыночного спроса на продукцию промышленного назначения
Важнейшим стимулом любого производства и одной из главных его целей является получение прибыли. Прибыль предприятие получает за счет разницы между затратами на производство продукции и доходом, полученным в результате реализации данной продукции. Поэтому большое значение имеет не только снижение издержек производства, но и удачная реализация произведенной продукции. Чтобы наилучшим способом спланировать выпуск своей продукции, руководитель должен как можно точнее оценить, каким же будет спрос на его продукцию. Если спрос окажется меньше предложения данного предприятия, то оно понесет убытки из-за невостребованной продукции, а если спрос будет превышать предложение, то будет иметь место недополучение прибыли.
В теории маркетинга спрос на продукцию определяется как платежеспособная потребность, поэтому не всякая потребность есть спрос. По определению Ф. Котлера, спрос представляет собой общее количество продукции, которая может быть приобретена определенной группой покупателей, на определенной территории, за определенный период времени, в определенной маркетинговой среде, при определенном содержании программы маркетинга [70, с. 234]. Объем реализуемой на данном сегменте рынка конкретной продукции в течение определенного отрезка времени (в данном случае год) называется его емкостью. Так, емкость сегмента рынка по некоторой продукции в течение календарного года рассчитывается на основе данных промышленной и внешнеторговой статистики по следующей схеме (в физических единицах или стоимостном выражении) [62, с. 74-75]:
(2.1)
где Р - объем производства продукции в регионе,
Ро - остаток запасов на складах предприятий-изготовителей в регионе,
Е - экспорт,
І - импорт,
Д - снижение запасов продукции у продавцов и потребителей в регионе,
М - увеличение запасов продукции у продавцов и потребителей в регионе;
Ео - косвенный экспорт;
Іо - косвенный импорт.
Поэтому на величину спроса на конкретную продукцию в прогнозируемый период оказывают влияние, в первую очередь, стоимостные показатели роста платежеспособности потребителей (рис. 2.1) - как индивидуальных пользователей, так и организаций и предприятий, которые зависят от:

Рис. 2.1. Влияние рыночных показателей на прогнозирование спроса

темпов роста промышленного производства;
темпов роста доходов населения;
снижения уровня налогообложения;
увеличения количества предприятий.
Кроме перечисленных факторов на величину спроса на продукцию оказывает влияние научно-технический прогресс, то есть освоение новых видов продукции. В этой связи необходимо учитывать показатель продолжительности жизненного цикла продукции, учитывая тот факт, что данный показатель косвенно будет учтен в показателе роста реализации данного вида продукции.
При прогнозировании объемов реализации каждому предприятию следует учитывать общие тенденции развития, основные, а также специфические факторы, присущие данному предприятию, данному виду продукции, данному рынку. Все факторы можно разделить на 4 группы [18, с. 138-139].
1. Специфические факторы:
продолжительность цикла эксплуатации;
условия кредитования;
возможности ремонтов;
условия хранения в торговых организациях;
наличие рынка товаров, которые были в пользовании.
2. Долгосрочные факторы:
усовершенствование продукции и изменение цен;
демографические факторы относительно возможности расширения рынка сбыта предоставленного товара;
повышение или снижение уровня жизни населения;
отношение к возможности использования кредитных операций;
изменения в затратах на производство, в сроках службы, в ценах на обслуживание;
тарифы;
тенденции использования сменных товаров и услуг.
3. Годовые факторы:
тенденции общеэкономических условий;
распределение национального дохода;
прожиточный минимум;
будущие доходы покупателей и их отношение к уровню цен;
уровень сбережений населения (изменения в состоянии вкладов населения);
средний возраст товаров длительного пользование, которые находятся у населения;
запасы на стадии реализации и на стадии производства;
сроки финансирования.
4. Сезонные факторы:
специфика доставки, производства и реализации данного вида продукта;
сроки создания новых моделей;
уровень производства и запасов;
возможность изменения цен;
погодные условия;
налоги и сборы государства.
Н.Г. Чумаченко приводит последовательность осуществления этапов прогноза объема реализации, которые рекомендуют американские ученые и практики (табл. 2.1) [145].
Таблица 2.1
Этапы разработки прогноза объема реализации
ЭтапыСодержаниеСбор информацииДвижение объема цен за прошедшие года
Тенденции в конечном использовании, технологиях и сменных товарах
Представленные расширения заводов, новые поставщики
Перспективные планы, рыночная стратегия, разработки новых продуктов конкурентов
Тенденции во внешней торговле, тарифах на перевозку
Предвиденные изменения экономических показателейАнализОсновные факторы, которые влияют на спрос, снабжение и цены
Причины и следствия взаимозависимостей
Оценка промышленных проблем, опасностей и благоприятных возможностей для расширения масштабов деятельности фирмы Продолжение табл. 2.1Создание моделиГрафическое представление данных о спросе за прошлое время
Связь прошлого спроса с экономическими показателями, запасами и изменениями цен
Отбор основных сменных, преобразований
Предыдущее формулирование и оценка с целью обеспечения достоверностиПроектированиеСоставление проекта статистического спроса для промышленности
Установление границ уверенностиМодификацияСубъективное